Второго декабря 1851 года президент Франции Луи Бонапарт, племянник Наполеона I, осуществил государственный переворот, распустив Национальное собрание и арестовав виднейших оппозиционеров. А ровно через год он провозгласит себя императором Наполеоном III.
У нас к нему отношение в основном негативное. И оно сформировалось на основе классиков марксизма-ленинизма. Например, Энгельс часто ругал империю Наполеона III. Почему? А потому что Энгельс, хоть и скорбел за весь мировой пролетариат, но был активным сторонником Бисмарка и объединения Германии. И вообще немецким националистом. Пролетариат – это одно, а Германская империя – это другое. За это Энгельс, как и Маркс, не любили и Российскую империю. Она была конкурентом Германии.
А ведь именно во времена Второй империи во Франции произошел промышленный переворот, который вывел страну по многим отраслям экономики на лидирующие позиции в мире. При Наполеоне III Франция стала законодательницей мод в искусстве и культуре.
А почему Наполеон был Третьим, если второй не царствовал? Обычно говорят, что у Наполеона Бонапарта был сын – римский король, Наполеон Франсуа Жозеф Шарль. После поражения при Ватерлоо Наполеон I отрекся от престола в его пользу. Но Шарль так и не был коронован. Трон возвратили Бурбонам. Шарль умер молодым. Однако спустя много лет, став императором, племянник Бонапарта не решился принять имя Наполеона II, поскольку считал, что оно уже "забронировано". Эта ситуация схожа с историей Людовика XVIII, который воцарился после реставрации Бурбонов. Хотя Людовика XVII никогда не было – маленький дофин, сын Людовика XVI и Марии-Антуанетты, умер в тюрьме во время революции.
Но есть еще одна любопытная версия. В 1852 году, когда Франция была провозглашена Второй империей, а Луи Бонапарт – императором, срочно приказали отпечатать тысячи коронационных листовок. В типографию доставили образец, в заголовке которого крупными буквами было написано: "Да здравствует Наполеон". И далее шли три восклицательных знака. Но наборщик решил, что написано: "Да здравствует Наполеон III". Поэтому на следующий день все во Франции узнали: на престоле снова Наполеон. Причем, с порядковым номером три. Правда это или выдумка – сказать сложно. Если это и неправда, то хорошо придумано.