27 ноября 1095 года папа римский Урбан II на Клермонском соборе провозгласил Первый крестовый поход. Официально целью походов считалось освобождение Палестины от неверных и возвращение христианам гроба Господня в Иерусалиме. Однако, благословляя крестовый поход, папа Урбан II говорил несколько о другом: "Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Вы друг друга пожираете, как псы алчущие, ведете войны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, стихнут войны. Идите к Гробу Святому, освободите Святую Землю из рук язычников. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат".
В те времена в Европе, помимо перманентных феодальных войн, добавились и другие бедствия: масштабные наводнения, эпидемии, семь неурожайных лет подряд. Кроме того, в сословии рыцарей – низшем в феодальной иерархии – появилось большое количество молодых людей, обученных военному делу, но не имевших средств для достойной жизни. В основном это были младшие сыновья знатных родов, которые в условиях единонаследия не получали земель и прочих богатств своих родителей.Впрочем, призыв папы услышали не только рыцари, но и простой народ. Городская беднота и крестьяне отправились за "медом и молоком" в Иерусалим. Причем, большинство из них никогда не держало в руках оружия и не имело никакого представления о том, где и как далеко находится Святая Земля. Дело доходило до курьезов. У стен южных европейских городов странные люди с крестами на одежде, обращались к встречным с вопросом: "Скажите, этот город – Иерусалим?"Из всего этого можно сделать неутешительный вывод: дело шло не о Гробе, а о грабеже. И до Иерусалима дошли только самые, что ни на есть неудачники. Те, кто был поудачливее, застрял по дороге, перехватив себе более жирные куски, чем палестинская пустыня.
Но, пожалуй, самая трагичная история произошла с так называемым "крестовым походом детей". В 1212 года из Германии в Италию направилось войско из 25 тысяч детей и подростков. С Апеннин они хотели добраться до Палестины. В Италии местные купцы и взрослые крестоносцы предоставили детворе корабли. Но в этом не было никакой благотворительности: они предварительно сговорились с мусульманскими работорговцами. И корабли с детьми поплыли не в Палестину, а в Алжир и Египет. Причем, все это делалось если и не с папского благословения, то при полном попустительстве Рима. И все-таки несколько сотен детей-крестоносцев побывало в Святой Земле – в оковах и с веревками на шее. Маленьких рабов купил богатый вельможа из Багдада. А путь туда как раз пролегал через Палестину.