- Введение потолка цен на российскую нефть: что придумали США, какими будут последствия и сколько будет стоить баррель?
- В ЦБ заявили, что бессмысленно давать послабления банкам — "потенциальным трупам". Что имели в виду в Банке России на самом деле? Как банковская система в России переживает кризис?
- США против "Мира": как развивается российская платежная система, несмотря на угрозы американских санкций?
Эти и другие темы в эфире радио Sputnik комментирует председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель совета Ассоциации банков России Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков: в первую очередь, Америка явно показывает, кто хозяин в Европе. То есть она определяет, что делать Европе и у кого покупать нефть. Очевидно, что Америка является крупным производителем нефти и, являясь слабым конкурентом для российской нефти, теперь имеет возможность без ограничений продавать ту нефть, которую добывают в США. То есть фактически убирают конкурента. Поскольку Россия уже заявила, что не будет поставлять нефть в те страны, которые установят ограничения на цену. То есть Америка расчистила себе рынок. Для тех стран, которые не имеют доступ к морю, нефть будет слишком дорогой, потому что надо будет дополнительно платить за транспортировку. Если говорить о валюте, то понятно, что оплачивается нефть долларами. Рынок так и называется "нефтедолларовый", нефть в обмен на доллары.
Анатолий Аксаков: будет не простое для нашей страны переориентирование на другие рынки. Процесс болезненный, но по большому счету стратегически позитивный. Страна наконец-то начнет диверсифицироваться на другие рынки, начнет развивать восточную территорию, логистику развивать, взаимосвязи с Востоком, прежде всего с Азией, югом. То есть все это тектонически происходит, но, естественно, на пользу не только нам, но и Китаю, и Индии. И вообще мировой ландшафт с точки зрения развития мощи еще сильнее изменится. Европа как экономика, боюсь, будет на задворки уходить.
Анатолий Аксаков: пока идут дискуссии, как вести расчеты с дружественными странами. Валютная корзина – это перспективное направление и, на мой взгляд, рано или поздно мы к этому придем. Есть хороший исторический опыт, когда использовался "переводной рубль", который очень хорошо себя показал, поскольку позволял многие взаиморасчеты между соцстранами Европы и Советским Союзом осуществлять без проблем. Этот опыт сейчас начал очень внимательно изучаться, и, возможно, мы договоримся о том, что будет какая-то единая валюта, которая будет учитывать потенциалы экономик каждой из стран и долю формирования в этой коллективной валюте. Надеюсь, что такие страны, как Китай, Индия, Бразилия, Россия и Южная Африка в этом плане подадут пример.