Девятого ноября Православной церковью почитается память Нестора Летописца, монаха Киево-Печерского монастыря, первого русского летописца.
Он скончался около 1114 года. Канонизирован Русской церковью как преподобный Нестор Летописец. Считается автором "Повести временных лет". Летопись названа по первым ее строчкам: "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля...". В ней изложены в хронологическом порядке основные события начальной истории Руси. Летопись рассказывает о происхождении славян, их расселении, о призвании Рюрика...
Согласно "Повести", варяг Рюрик был призван на княжение в 862 году. А хронология событий, если ее считать достоверной, такова: за три года до Рюрика северные славянские племена изгнали за море варяг – "северных людей" – выходцев из Скандинавии, которые пытались навязать им уплату дани. Однако после этого в Новгороде начинаются междоусобные войны. Чтобы их прекратить, новгородцы приглашают варяжского князя Рюрика и он, дескать, стал родоначальником русской княжеской, а впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Однако русская княжеская династия зародилась задолго до появления Рюрика в Новгороде. Там правил до него Гостомысл, который был 19-м по счету князем. А согласно другой древней летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя от Умилы, средней дочери Гостомысла. Получается, что Рюрик-то был, как минимум, наполовину русским по крови.
И, наконец, вряд ли новгородцы были так глупы, чтобы пригласить к себе в правители незнакомого человека, к тому же из варягов, которых они совсем недавно с боями выгнали из города.
И еще вопрос. Каким образом автор, живя в киевском монастыре в XII веке, мог знать о том, что происходило в Новгороде в IX веке, учитывая тогдашнюю скорость передачи информации? Значит, Нестор основывался на сообщениях из других хроник и летописей. А кто может поручиться за их достоверность? К тому же, как правило, например, в Европе хроники создавались при дворах правителей и, конечно же, они имели "нужное" направление и вообще составлялись в пропагандистских целях ради прославления монархов, которые и спонсировали написание этих летописей.
Уже доказано, что в летописи Нестора много заимствований из более ранних текстов, например, византийских и европейских. И, конечно же, герои "Повести временных лет", их слова и дела, так или иначе, но несомненно отождествляются автором с библейскими персонажами. И поэтому многие изложенные в летописи факты имеют баснословный характер. На это указывал еще Николай Михайлович Карамзин. Но таковы все изначальные летописи любого народа мира. Именно с мифа начинается настоящая история.