Восьмого ноября 1794 года русские войска под командованием Суворова вступили в Варшаву. Так закончилось восстание Тадеуша Костюшко. Поляки пытались спасти неспасаемое – страну-призрак. На бумаге вроде бы такое государство как Польша еще существовало, но на самом деле – нет. Центральная власть была очень слаба. Король – выборный. Два раздела Польши уже прошли. Впрочем, не надо думать, что поляки выступали в роли безвинных агнцев. Они потом много чего понаписали о жестокости русских. Но их восстание в 1794 году началось с так называемой "Варшавской заутрени", когда вооруженная шляхта напала на малочисленные русские гарнизоны в Варшаве и Вильно. Их вырезали. Это была кровавая бойня. При этом, следует отметить, русские войска были приглашены в Польшу их же королем Станиславом Августом для поддержания внутреннего порядка. Так что русские солдаты, штурмовавшие предместье Варшавы Прагу, вряд ли испытывали хоть какие-то теплые чувства к полякам.
Екатерина, назначая Суворова командующим, сказала: "Я посылаю в Польшу две армии, одну – из войск, другую – Суворова..."
Война закончилась в полтора месяца: после взятия Праги поляки почли за благо капитулировать.Генерал-аншеф Суворов послал Екатерине II после победы лаконичную депешу: "Ура! Варшава Ваша...". Императрица ответила ему в тон: "Ура! Фельдмаршал! Екатерина".
Потом в Высочайшем рескрипте было написано: вы знаете, что я не никогда произвожу никого чрез очередь и не делаю обиды старшим: но вы, завоевав Польшу, сами сделали себя фельдмаршалом.
В армии чины давались по старшинству. А генерал-аншефов со старшинством над Суворовым было несколько: князь Репнин, братья Салтыковы. Конечно, они были недовольны...
Вскоре после этого был подписан договор о третьем разделе Польши. Страна исчезла с карты Европы. К России окончательно отошла Западная Белоруссия, Курляндия и часть Литвы. Польский король Станислав Август отрекся от престола и жил на полном русском пансионе в Петербурге. Но больше всех на разделе нагрели руки пруссаки – они получили в свои владения польскую столицу.
Кстати, считается, что именно после штурма варшавского предместья появилась на свет известная поговорка: "Что русскому хорошо, то немцу смерть!". По воспоминаниям генерала Ивана Ивановича фон Клугена, русские солдаты, отмечая победу, взяли из разбитой аптеки какую-то бутыль и, распивая ее, нахваливали "славное винцо". К ним присоединился проходивший мимо немец-коновал, служивший при русской артиллерии. Но, попробовав этот "напиток", он тут же потерял сознание и вскоре умер. Оказалось, русские пили неразбавленный спирт. Когда Суворову донесли об этом происшествии, он пожал плечами и сказал: "Вольно же немцу тягаться с русскими! Русскому здорово, а немцу смерть!"...