Россия превратилась в буржуазную монархию после революции 1905-1907 годов. И, казалось бы, союз императора, дворян и буржуазии должен был стать цементом новой политической системы, тем более объединенный Государственной думой нового созыва. Но новый избирательный закон не зря прозвали "бесстыжим" – он урезал число выборщиков от рабочих и крестьян и даже от представителей национальных районов. В парламент шли выборщики от помещиков и буржуа. И законодательная деятельность III Думы, утвердившей за пять лет больше двух тысяч законопроектов, остановить революционные настроения не смогла. Считается, что Николаю II не хватило смелости пойти на более радикальные реформы, а может быть, у него и не было такой возможности. Мнение историка о драматичном периоде в жизни Российской империи – в эфире радио Sputnik.
Всеволод Воронин: революция 1905 года, по расхожей версии еще советской историографии, завершилась роспуском II Государственной думы и изменением избирательного закона. Но если смотреть правде в глаза, то фактически закончилась она раньше – разгромом московского восстания (Декабрьское восстание – прим) в декабре 1905 года. В результате его подавления стало ясно, что царский режим устоял и что революционным партиям не удастся силой его свергнуть. И дело уже уходило в правовое русло, и речь шла о том, что дальше предстояли уже другие политические события: деятельность Государственной думы, верхней законодательной палаты, наполовину выборной, становился Госсовет. В этом правовом русле Российская Империя будет искать свое будущее.
Всеволод Воронин: простые люди к 1907 году жили по-разному, даже о крестьянстве мы не можем говорить в целом. Тогда в нем уже выделились три группы: зажиточные, у которых все уже было; середняки, которые хотели разбогатеть; и беднота на грани разорения. Рабочий класс уже в ходе событий 1905 года, и даже раньше, показал, что при всех трудностях своего положения является классом-борцом. Железнодорожники, связисты, промышленные сотрудники были высококвалифицированными, имели неплохую зарплату, были грамотны и подкованы, умели отстаивать свои права. Их было не так много, но их грамотность профессиональная была необходима для развития страны. Но часто у них были тяжелые бытовые условия: проживание, длинный рабочий день. Требование восьмичасового рабочего дня было главным экономическим требованием, хотели они и получить право участия в фабричной прибыли, например. Большинство, конечно, были чернорабочими, низкоквалифицированным контингентом. Но социально-политический авангард– это рабочие передовых отраслей промышленности и транспорта.