Неизвестно, живы ли правнуки той слоновой черепахи, которая видела, как на Галапагосские острова 487 лет назад высадились первые европейцы. Это были испанцы. Они шли из Панамы в Перу, но сбились с пути. Во время штиля их судно отнесло к неизвестной суше. И она не понравились морякам. Пресной воды нет. Листья татарника, из которого можно выжать сок, невкусные. Местная фауна пугает размером и внешним видом. Глава экспедиции – священник Томас Берланга рассказывал: "Там нет ничего, кроме гигантских ушастых тюленей, морских ящериц, похожих на дьявола, и черепах, способных нести человека на своей спине". Галапагосскими, то есть Черепашьими, острова и стали с легкой руки испанцев. Они отметили на карте географическое открытие и не интересовались новой территорией триста лет.
Все это время архипелаг обживали пираты. Им было где прятаться. Галапагосские острова протянулись в Тихом океане на сотни миль с запада на восток. При этом они медленно движутся, преодолевая от двух с половиной до пяти сантиметров в год в южном направлении.
Загадка этого движения разгадана. Под островами, на глубине всего ста километров от океанского дна, течет магма: температура – несколько тысяч градусов. По ней, как по раскаленной "речке", разогретой из центра Земли, непрерывно скользит тектоническая плита со всеми своими вулканическими наростами. Галапагосам повезло вырасти на пересечении четырех течений, теплых и холодных. Отсюда их великое биологическое разнообразие.