- Курс рубля могут начать рассчитывать по новой схеме. Механизм предложил Центробанк;
- Минфин России хочет разрешить всем отраслям экономики использовать криптовалюты в международных расчетах;
- В Совфеде задумались о возвращении госгарантий для ключевых предприятий и сфер;
- Швейцария выступила против кражи в пользу Украины замороженных российских активов.
Эти и другие новости в своей авторской программе на радио Sputnik комментирует экономист Михаил Хазин.
- (О курсе рубля – прим): нужна некоторая модель экономики. Когда у вас есть эта модель, то вы, соответственно, можете оценивать в рамках этой модели курс. А если вы не понимаете, какая у вас модель, то вы оценивать не можете. И это реально проблема, потому что в разных моделях оценивается совершенно по-разному. В современной западной модели, где финансовая экономика имеет место, логика развития совершенно другая. Что делает Запад: он сначала за счет эмиссии создает спрос, потом он этот спрос капитализирует, а после этого под эти активы, которые возникают в процессе капитализации, выпускает новые деньги. То есть у них такая циклическая конструкция. Но мы видим сегодня кризис, который связан с тем, что эта модель не бесконечная. Фактически, эффективность печатания денег падает, и в некоторый момент она становится нулевой. Дальше системы надо спасать. И сейчас это все должно рухнуть. И по этой причине понимать, сколько стоит валюта, можно только в ситуации, при которой вы определяете четко, в какой стадии цикла вы находитесь. Сейчас мы видим, что евро падает, а доллар растет, потому что всегда растет самый ликвидный актив. При этом рубль растет по отношению к доллару, потому что у нас другая экономика. В ней очень мала финансовая составляющая, которая сейчас будет падать, а у нас она и так маленькая, поэтому мы растем относительно доллара. Но для того, чтобы оценить это количественно – это надо строить уже модель. А так логика более или менее понятна.
- Криптовалюты – это феномен фиатной денежной системы. То есть когда у вас избыточное количество денег, которые должны были пойти в инвестиции и не пошли, то можно пытаться каким-то образом их использовать. Плюс к этому надо добавить, что эти альтернативные активы – это в некотором смысле способ спасти свои сбережения, но при условии, что у вас работает именно фиатная денежная система. Как только она заканчивается, у вас немедленно все сыпется. Вот сейчас мы видим, как криптовалюта стремительно падает. В рамках либеральной системы рычагов для их спасения нет. То есть их будут использовать люди, которые играют в эти игры, и у них есть опасная возможность все потерять. А будут ли использоваться криптовалюты в альтернативной системе, которая появится, в реальных активах балансовой системы, ну их можно использовать, но нужны ли они? Тема сложная.
- (О нежелании Швейцарии передавать активы России Украине – прим): есть некоторые внутренние риски и некоторые внутренние гарантии и соглашения. То есть те, кто выдают кредиты Украине, они же понимают, что эти кредиты никогда не вернутся. Банки знают точно, что это гарантии госбюджета США. Поэтому они и дают эти деньги смело. А если нет гарантий госбюджета, то какой же нормальный человек сейчас даст деньги Украине? Это выкинуть их на ветер. Это и происходит в Швейцарии. А кроме того, не забудьте, что у нас целый ряд швейцарских банков реальные банкроты, и денег у них реально нет, то есть они изображают, что у них есть активы. И Швейцария находится под полным контролем США.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.