В начале августа Израиль объявил об операции "Рассвет", направленной против группировки "Исламский джихад" (террористическая организация, запрещена в России) в секторе Газа. За несколько дней погибли около 50 человек. Сейчас действует перемирие, но конфликт может вспыхнуть с новой силой в любой момент. Что нужно предпринять, чтобы сохранить мир, и какова здесь роль внешних игроков? Выясняем в эфире радио Sputnik.
Дмитрий Марьясис: в самой Палестине идет противостояние между группировками ХАМАС и Организацией освобождения Палестины (ООП), и оно достигло своего апогея в 2007 году, когда был совершен переворот и ООП была изгнана из Сектора ГАЗА. И с 2007 года ХАМАС единолично управляет этой территорией. Но эти две крупнейшие фракции палестинского народа не могут между собой договориться. Больше скажу: Россия, в частности, Института востоковедения РАН, прикладывала очень много усилий на разных уровнях и треках, старалась быть медиатором в межпалестинских переговорах. Потому что как можно говорить о едином государстве, если есть два анклава, которые между собой "не дружат"? Это большая сложность. А Махмуд Аббас сегодня, мне кажется, все меньше и меньше управляет ситуацией, очень много критики в его адрес внутри самой Палестины, он раз за разом откладывает выборы – видимо, боясь потерять власть. И очень много со стороны молодых политиков ООП есть попыток как-то наладить ситуацию (между группами – прим).
Дмитрий Марьясис: как происходят военные действия: ХАМАС и другие военизированные палестинские группировки просто запускают ракеты, куда попадет. Но если раньше все это было кустарное и самодельное, то сейчас это стали уже более совершенные снаряды, более прицельно бьющие. А цель одна – запугать израильтян. Еще один способ – стали рыть наступательные тоннели под границей с Израилем, отправить туда группу, выйти и осуществить какие-то военизированные действия.