- В чем особенность голосования с помощью сети интернет для российских граждан;
- Насколько совершенным стал процесс онлайн-голосования с момента его запуска;
- Как влияет интернет-голосование на политическое сознание россиян.
Об этом и не только говорим в эфире радио Sputnik с директором Фонда исследования проблем демократии, членом Общественной палаты РФ Максимом Григорьевым и генеральным секретарем "Партии прямой демократии" Олегом Артамоновым.
Олег Артамонов: В других странах ситуация с голосованием по интернету довольно интересная. Пытаются их сделать достаточно многие страны. Я думаю, что все развитые страны, в той или иной форме, экспериментировали с электронным голосованием, но успехи, скажем так, относительные. В США, например, на локальном, региональном уровне пытались ввести систему электронного голосования, аналогично нашим КОИБ или ГАС "Выборы", но потерпели чисто техническую неудачу. Им пришлось от электронного голосования откатываться к ручному пересчету голосов. Это при том, что речь даже не шла про дистанционное голосование. В Германии пробовали электронное голосование, цифровизация голосования на участках, не такие, как наши КОИБ, без сканирования бюллетеней, просто на экране можно было выбрать нужный пункт. В итоге суд признал, что эти машины на голосовании использовать нельзя, так как никто не понимает, что происходит у них внутри, нет никаких средств контроля за подсчетом голосов. Есть два положительных примера использования дистанционного электронного голосования – это Эстония, где развивается единая государственная система на базе государственных электронных подписей избирателей. И Швейцария.
Олег Артамонов: У нас всегда все трактуется в пользу фальсификаций: явных, мнимых, каких угодно. КОИБ рассматривали как машину для фальсификаций. Сейчас отсутствие КОИБ рассматривают как признак фальсификаций. Теперь электронное голосование рассматривают так. Поэтому перед российскими разработчиками стояла очень серьезная задача - сделать систему, у которой не будет таких элементов доверия кому-либо, каким-либо людям, которые могут теоретически нарушать тайну голосования, незаметно подменить бюллетени, незаметно вбросить бюллетени. Это, наверное, единственная такого государственного масштаба система в мире, построенная на таких принципах.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.