Физика, лингвистика, биология, химия, математика и не только. Российские школьники завоевали призовые места сразу в нескольких олимпиадах этим летом. Тем временем в Госдуме предложили отменить рейтинг общеобразовательных учреждений по среднему баллу Единого госэкзамена. Что нужно менять в системе образования, а что стоит оставить? Есть ли альтернатива ЕГЭ? И какие перспективы открываются сегодня для российских школьников и студентов? – говорим с израильским писателем, публицистом и общественным деятелем Авигдором Эскиным в эфире радио Sputnik.
Гости:
- Дмитрий Офицеров-Бельский, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН.
Авигдор Эскин: точно не истории надо отдавать приоритет, потому что история – это бытопись, летопись, рассказать, как оно было, это не поиск смысла. Поиск смысла – философия, теология, богословие, вот это должно было быть на первом месте. Но этого нет на первом месте и не планируется, и мало где так существует. Но, конечно, можно говорит о том, что история — это очень важный предмет все равно. Опять же, смотря что мы изучаем, зачем мы это изучаем, способны ли мы понять смыслы истории, направления истории, что мы можем почерпнуть? Если мы видим некие высшие законы, некую высшую силу, которая действует через историю, это очень много. Но я боюсь, что таких преподавателей на территории России не много.
Дмитрий Офицеров-Бельский: Болонскую систему и ее смысл не до конца хорошо понимают у нас в стране. Предполагают, что Болонская система – это бакалавриат и еще два года магистратуры. И вот это разделение старого специалитета с добавлением еще одного года и воспринимается как Болонская система. А на самом деле все несколько иначе, Болонская система несколько сложнее. Предполагается, что человек, по сути дела, может учиться в разных странах, может набирать часть баллов в одном университете, потом, например, уехать из Болони в университет Пизы, потом уехать в Гент в Бельгию и так далее. То есть логика была настроена изначально на большую мобильность молодых специалистов в будущем, чтобы все люди в Европе могли перемешаться. Эта идея была основной, а уж разделить на два этапа обучения или оставить один - это глубоко второстепенный вопрос. Для России это тогда представляло некоторую угрозу в том отношении, что наши молодые специалисты, выпустившись и имея признаваемый в мире диплом, могли уехать, и мы наблюдали бы заметный отток молодых перспективный кадров.