Развитие в Российской Империи капиталистических отношений, к которым привели реформы Александра II, по мнению "Народной воли", развалило крестьянскую общину. Но именно ее члены организации считали будущей ячейкой социалистического общества, к которому они стремились. Ликвидировать царя для них значило остановить реформы. И демократические изменения в стране действительно остановились с убийством императора. Как и кто его совершил? И главное – добился ли своей политической цели? В эфире радио Sputnik говорим о трагических событиях марта 1881 года.
Юлия Сафронова: народовольцы довольно долго готовились к покушениям на Александра II, они были технически сложно организованы. Изначально они хотели взорвать императора с помощью подкопа на Малой Садовой улице: они сняли сырную лавку, сделали подкоп, заложили динамит. До этого они следили за маршрутами Александра и выяснили, в каком месте заложить бомбу, чтобы все получилось. И для подстраховки у них были заготовлены бомбы.
Юлия Сафронова: после первого неудачного покушения в тот же день, 1 (13) марта 1881 года, Софья Перовская быстро переставила метальщиков на набережную Екатерининского канала, их было несколько человек. Николай Рысаков бросил бомбу в карету императора. Карета остановилась, император не пострадал, но, скорее всего, он был контужен, судя по его дальнейшим действиям. Самым логичным было бы взять и уехать, раз на человека только что покушались, но Александр II вышел из разбитой кареты и отказался сесть в сани полицмейстера, что ему предлагалось сделать. Он пошел разговаривать с пострадавшими, с Рысаковым, чтобы понять, что произошло. Официальная версия, почему он так себя вел – мол, он был настолько хорошим человеком, что не переживал за себя, а только за других, как истинный христианин. И к нему подошел в этот момент второй метальщик, Игнатий Гриневицкий, и бросил вторую бомбу ему и себе под ноги. От полученных ран они оба скончались. Есть версия, что Гриневицкий был первым террористом-смертником в истории.
Юлия Сафронова: Александр II был тяжело ранен, у него была раздроблена одна нога и фактически оторвана вторая. Его положили в сани и повезли, но никому при этом не пришло в голову перевязать его раны. Поэтому, скорее всего, он умер фактически от потери крови.