Как меняется столичная архитектура со временем? Что могут рассказать о Москве ее здания, и как архитектура изменила москвичей? Продолжаем обсуждать эти и другие вопросы в эфире радио Sputnik с искусствоведом, директором Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизаветой Лихачевой.
Елизавета Лихачева: небоскребы прекрасны, они замечательно выглядят. Проблема в том, что они дороги в эксплуатации. И мы не понимаем, сколько это проживет. И это проблема, которая закладывается под будущее. Если говорить вообще про современную западно-европейскую и американскую модель современного развития города, то она вот так устроена. И она, очевидно, постепенно исчерпывает свои ресурсные возможности. И это, скорее всего, изменится. Я полагаю, что это будет идея шеринговой экономики. Такая идея родилась из идеи экономии ресурсов. То есть ты не покупаешь машину, а берешь напрокат. Одна машина, грубо говоря, обеспечивает несколько домохозяйств.
Елизавета Лихачева: Нужно ли властям города спрашивать мнение жителей? Это сложная ситуация. Иногда хочется всех послать, потому что есть много спорных точек, когда протест общественности глуп. Тем более, что такими общественными протестами легко манипулировать. С другой стороны, я прекрасно понимаю, если не будет этой системы общественного контроля и влияний на решения, то мы просто скатимся в какую-то страшную ситуацию и довольно быстро. Мы все прекрасно помним, как у нас был мэр Лужков и какие волюнтаристские решения он принимал, никого не слушая. То есть, с одной стороны, всех хочется послать к черту, а, с другой стороны, ты понимаешь, что этот диалог необходим. В этом диалоге в конечном счете выстраивается то самое пресловутое гражданское общество. А вообще, как мне кажется, поскольку сейчас у нас последние тридцать лет эпоха пессимизма во всем мире, которая предполагает, что все всем вечно недовольны, то хуже уже не будет.