Узнать за 90 секунд

День сотрудника органов следствия

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сегодня – День сотрудника органов следствия Российской Федерации.
В этот день в 1713 году Петр I подписал Указ "О создании следственной канцелярии гвардии майора Михаила Ивановича Волконского".
Собственно, это был первый в России орган предварительного следствия. Канцелярия разбирала коррупционные дела: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Считалось, что следственная канцелярия, которая подчинялась непосредственно царю, будет беспристрастной и объективной даже в отношении расследования дел высокопоставленных должностных лиц.
Однако первый глава СКР кончил плохо. Уже через четыре года Волконский был отставлен от розыскных дел за злоупотребления, отдан под суд и казнен. Справедливости ради стоит сказать, что из материалов его дела можно сделать вывод, что он просто стал жертвой борьбы придворных группировок.
То, что Волконский был несправедливо оклеветан, понял позднее и Петр I, и вернул вдове и матери первого главы СКР конфискованные ценности и поместья.
Петр I активно пытался бороться с казнокрадством. Действовал, как и всегда, жестко и жестоко: казнил, ссылал в Сибирь, рвал ноздри, вздергивал на дыбу. Но вся эта его борьба принесла мало пользы. Денег в казне после смерти императора почти не осталось: уж слишком дорого обошлись России 20-летняя Северная война и европейские прожекты Петра. И в 1726 году Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только президентам коллегий – министрам, "а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле". В общем, кормитесь со своей должности и своего казенного места.
Позднее во времена Елизаветы Петровны был такой генерал-полицмейстер Алексей Данилович Татищев. В молодости служил денщиком у Петра I. Татищев был человеком честным, но крутым и скорым на расправу. Одним из методов борьбы с преступниками Татищев считал их клеймение – выжигание на лбу слова "вор". Он даже лично придумал для этого тавро.
И вот однажды вышел досадный промах. Человек, осужденный и заклейменный на лбу словом "вор", вдруг оказывается невиновным - жертвой оговора. Что делать? Татищев подумал-подумал, и приказал: на лбу невиновного выжечь перед словом "вор" частичку "не". Дескать, "не вор". Пусть все видят и знают! Что испытал при повторной процедуре клеймения невинный страдалец, история умалчивает…
Обсудить