23 июня 1852 года скончался художник Карл Павлович Брюллов, снискавший мировую славу русскому искусству своим полотном "Последний день Помпеи".
Изначально его фамилия была Брюлло. Его предки были французскими гугенотами, которые из-за притеснений вынуждены были эмигрировать.
В Италии в 1830 году Карл Брюллов приступил к работе над своим главным шедевром – картиной "Последний день Помпеи". Ее заказал художнику эксцентричный богач Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато. Замысел картины был связан с тогдашней модой на археологию и был весьма актуален: за два года до этого произошло сильное извержение Везувия. Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные исторические источники, побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов.
"Последний день Помпеи" еще не был завершен, а в мастерской уже вовсю толпился народ. Английский романист Вальтер Скотт несколько часов неподвижно и не проронив ни слова просидел перед картиной, а потом крепко сжал руки Брюллова и сказал: "Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это – эпопея".
Летом 1834 года картина "Последний день Помпеи" была отправлена в Санкт-Петербург. Демидов преподнес ее императору Николаю I и полотно стало украшением художественной коллекции Эрмитажа.
Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил стихотворение Пушкин, а Гоголь написал статью, в которой называл "Последний день Помпеи" одним из ярких явлений XIX века и "светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии".