Узнать за 90 секунд

Отмена цензуры в СССР

Читать на сайте radiosputnik.ru
12 июня 1990 года в СССР законом "О печати и других средствах массовой информации" была отменена цензура.
Один из один из бывших руководителей Главного управления по делам литературы и издательств, а попросту цензуры, позднее рассказывал, что они работали по девяти направлениям, в том числе проверяли сценарии для новых кинофильмов и спектаклей. Но они не имели полномочий закрыть спектакль или отправить фильм на полку – эти решения принимались на высшем уровне, в ЦК КПСС.
Даже новые этикетки для бутылок со спиртным, для спичечных коробков нужно было проверять. Ни одна типография не имела права работать с текстом, который не прошел цензуру.
Часто доходило до курьезов. Один из цензоров снял заметку о работе завода только потому, что в ней упоминались револьверные станки. Он совершенно серьезно полагал, что на револьверных станках производились револьверы, а значит, материал нарушал военную тайну. Из-за этой же тайны цензор переименовал "Слово о полку Игореве" в "Слово о подразделении Игореве". Комедия Гайдая "Операция Ы, и другие приключения Шурика" изначально называлась "Приключения Владика". Но цензоры заподозрили, что Владик – это сокращенное от Владлен, а Владлен – это имя из советского "новояза", сокращенное от Владимир Ленин. И Владику пришлось стать Шуриком.
В 1961 году из фильма "Волга, Волга" вырезали сцену пробега Стрелки по палубе из-за того, что на борту соседнего корабля в пол-экрана красовалась надпись: "Иосиф Сталин". А из фильма "Мимино" убрали сцену в лифте, где герои Кикабидзе и Мкртчяна спускаются в холл гостиницы "Россия" и сталкиваются с двумя одинаково одетыми японцами, один из которых говорит другому: "До чего же все эти русские на одно лицо".
Сейчас многие задают сакраментальный вопрос: почему раньше при жесткой цензуре все-таки создавались шедевры кинематографа и литературы, а при вседозволенности выходит в основном второсортица и "шлак"? Ответы бывают разные: дескать, цензура – это не так уж и плохо, художников надо дисциплинировать и так далее. Другие справедливо замечают, что никто не знает, но наверняка большое количество шедевров не было создано именно из-за цензуры.
В настоящее время идут активные дебаты по поводу целесообразности цензурирования кинофильмов, литературных и художественных произведений, телепрограмм, радиотрансляций и интернета. У каждой из сторон спора свои весомые аргументы. Вопрос остается открытым. И он кажется вечным, как мир.
Обсудить
Рекомендуем