18 мая 1877 года скончался генерал от кавалерии Петр Петрович Ланской, второй муж Натальи Николаевны Пушкиной.
Они поженились в июле 1844 года, спустя 7 лет после смерти поэта. Ей было 32 года, Ланскому – 45. Брак был не по расчету. Материальное положение обоих супругов было совсем не блестящим. Нашлись, впрочем, и те, кто продолжал поддерживать теорию о связи Гончаровой с императором: якобы благодаря этой женитьбе Ланской сильно продвинулся по службе. Писатель-пушкинист Викентий Вересаев в советские времена рассказывал об обычае Николая I устраивать своим любовницам брак, и помогал их покладистым мужьям по службе. Но в данном случае эти слухи ничем не подтверждены. Ланской получил чин генерала от кавалерии уже при Александре II.
Ланской, командир лейб-гвардии Конного полка, как было тогда положено, испросил разрешение на брак у командующего гвардейским корпусом. А тот, в свою очередь, передал просьбу Николаю I. Император пожелал быть посаженным отцом. Однако Наталья Николаевна, дабы не возбуждать лишних разговоров в свете, благоразумно уклонилась от этого предложения. Свадьба была скромной, в кругу родных.
Николай I понял смысл этого решения – и прислал Наталье Николаевне дорогой подарок. При этом велел передать, что от будущего кумовства ей никак не отделаться. И в самом деле, год спустя, когда у Ланских родилась дочь Александра, император участвовал в ее крещении.
Современники одобрительно отзывались о Ланском. Так, Плетнев, друг Пушкина, писал: "Ланской хороший человек". Брат поэта, Лев Сергеевич Пушкин, говорил своей жене, что "понял и простил" этот брак. Вяземский, друг поэта, отмечал, что муж Натальи Николаевны добрый человек, и добр не только к ней, но и к детям.
В браке с Ланским Наталья Николаевна родила трех дочерей. Они дали всем семерым детям от двух браков отличное образование. Дети всю жизнь были очень дружны между собой.
Отношения супругов Ланских тоже были теплыми, задушевными. Наталья Николаевна писала мужу: "Ко мне у тебя чувство, которое соответствует нашим летам; сохраняя оттенок любви, оно, однако, не является страстью, и именно поэтому это чувство более прочно, и мы закончим наши дни так, что эта связь не ослабнет".
Петр Петрович пережил супругу на 14 лет и был похоронен в Александро-Невской Лавре рядом с ней.