Узнать за 90 секунд

Папесса Иоанна и "Сказка о рыбаке и рыбке"

Читать на сайте radiosputnik.ru
14 мая 1835 года вышла в свет "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина.
Сказка ложь, да в ней намек… Считается, что ее сюжет основан на померанской сказке "О рыбаке и его жене", которую опубликовали братья Гримм. Есть и русская народная сказка – "Жадная старуха". Только там вместо золотой рыбки – волшебное дерево. Есть еще и индийская сказка на похожий сюжет, конечно, с местным колоритом.
Теперь о "владычицах морских". В сказке братьев Гримм старуха становится ни много ни мало римским папой и стремится стать богом. Тут, конечно, намек на папессу Иоанну, которая якобы занимала папский престол в IX веке под именем Иоанна VIII. Согласно легенде, 20 ноября 857 года прямо во время крестного хода у папессы случились роды. Схватки застали ее между Колизеем и церковью Святого Климента. Иоанну с приплодом забили камнями оскорбленные в своих лучших чувствах верующие. Еще говорят, что на месте смерти папессы в стародавние времена стояла часовня. Но ее разрушили коварные кардиналы, дабы уничтожить все свидетельства вселенского скандала.
Доказательств этой душераздирающей истории нет. И невозможно представить, чтобы этот скандал не нашел отражения в хрониках и литературных источниках того времени. А в них нет даже и намека. В Ватикане говорят, что в списке римских понтификов места для папессы Иоанны нет. Впрочем, есть ей место или нет, однако после этого папы римские при поставлении на престол обязательно проходят освидетельствование на половую принадлежность.
Исследователи говорят, что папесса Иоанна, скорее всего, продукт тогдашней гибридной войны между католицизмом и Православием. Причем, византийцы провели ее весьма успешно – о женщине-папе стало известно далеко за пределами Константинополя. Она упоминается в древнерусской Несторианской летописи. В записи под 991 годом говорится, что константинопольский патриарх, узнав, что великий князь Владимир обращался к папе римскому, написал ему: "Недобро иметь отношения с Римом, ибо была баба Анна папою", которая родила на улице.
Слухи о папессе Иоанне периодически всплывали и позднее. Легенду вовсю использовали в борьбе с Римом и протестанты, и светские власти. Поэтому вовсе не удивительно, что об этой легенде вспомнил и Пушкин. У поэта в первой рукописной редакции сказки о рыбаке и рыбке старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара:
"Говорит старику старуха:
"Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!""
Обсудить
Рекомендуем