Узнать за 90 секунд

Как создавалась наполеоновская легенда

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пятого мая 1821 года на острове Святой Елены скончался Наполеон.
Бонапартисты утверждали, что этот остров в Атлантике специально был выбран с целью как можно скорее уморить Наполеона. Однако это не так. Климат на Святой Елене почти идеальный: летом температура редко превышает 23-25 градусов, а зимой не падает ниже 17-ти.
Наполеона убивало другое – безделье: ведь он привык работать по восемнадцать часов в сутки, а в ссылке полнокровная жизнь закончилась, осталось лишь унылое бытие.
Губернатором острова был англичанин Гудсон Лоу, человек недалекий. Он все время пребывал в состоянии стресса, так как был абсолютно уверен, что Наполеон рано или поздно сбежит со Святой Елены, как некогда сбежал с Эльбы. Лоу даже не брал в расчет то обстоятельство, что от острова Эльба до побережья Италии всего десять километров, а от Святой Елены до Африки – более двух с половиной тысяч.
В начале 1821 года над Атлантикой пролетела комета. Наполеон воспринял ее как дурной знак, и сказал своей свите:
– Господа, приготовьте траурное платье – оно скоро понадобится.
Большую часть времени на острове Наполеон был занят тем, что читал книги и диктовал мемуары. Своей главной ошибкой, имевшей фатальные последствия, он называл войну с Россией. И говорил, что даже сильнейшая армия мира не способна выиграть русскую народную войну. Однажды он выразил сожаление, что не был убит в сражении при Бородине.
А еще Наполеон говорил, что напрасно он покинул завоеванный им Египет. По мнению корсиканца, ему следовало стать восточным императором, а не западным, завоевать Индию. Он говорил, что если бы добрался до Индии даже с малым отрядом, то легко выгнал бы оттуда англичан.
Да и вообще, следует отметить, Наполеон много чего говорил на Святой Елене. Он прекрасно осознавал, что все его слова сразу приобретают историческое значение. И он был прав. Именно в те годы и начала создаваться "наполеоновская легенда". Она – легенда, а не, собственно, Бонапарт, в течение всего XIX века будет играть серьезную историческую, а главное – политическую роль. Сначала ее творили приближенные Наполеона, а потом – Виктор Гюго и Гёте, Пушкин и Лермонтов, Бальзак и Беранже, а вместе с ними – целый легион публицистов, политиков, поэтов, историков. Да что там политики! Философу ГЕгелю после разгрома Пруссии в 1806 году Наполеон показался олицетворением "мирового духа", двигателем истории человечества.
Обсудить
Рекомендуем