Жили-были два классика – Иван Гончаров и Иван Тургенев. Гончаров писал медленно и мало, а Тургенев – быстро и помногу.
И вот показалось Гончарову, что пока он корпит над своим романом и читает его отрывки друзьям, Тургенев ходит на эти "читки", подслушивает чужие идейки и вставляет в свои произведения. Стал Гончаров Тургенева в плагиате обвинять: мол, крадет мои сюжеты, а подписывается своей фамилией. Тургенев вскипел и потребовал третейского суда. А если бы Гончаров не захотел повторить на суде все свои оскорбления, то Тургенев бы вызвал его на дуэль! Так и сказал (прямо пригрозил!). Иван Сергеевич был человеком благородным и решительным. А Иван Александрович дуэлей остерегался. К тому же он служил цензором, и выяснения отношений с помощью револьвера могли повредить ему как высокопоставленному чиновнику. Короче, Гончаров согласился прийти в суд. Их разбирательство с Тургеневым в апреле 1860 года потрясло не только Петербург, а всю Россию. Шутка ли: поссорились два крупнейших, можно сказать – маститых автора современности!
Третейские судьи внимательно выслушали обвинения против Тургенева. Главной претензией Гончарова было сходство персонажей тургеневского романа "Дворянское гнездо" и его собственных, гончаровских персонажей из романов "Обломов" и "Обрыв": все похоже вплоть до характера взаимоотношений и места действия! Судьи оказались на редкость мудрыми. Они предложили Гончарову успокоиться, и обоим – помириться. Высказались примерно так: дорогие классики, поскольку вы живете в одно время и пишете о людях одной среды – вашей, дворянской, – то всякие параллели и пересечения возникают не по злой воле, а случайно. Ведь по всей России дворянский быт примерно одинаков, как и нормы дворянского воспитания.
Тургенев удовлетворился таким объяснением, а Гончаров нет. Он и после суда писал против Ивана Сергеевича разные обидные письма. Впрямую "вором" его уже не называл, но предложение помириться так и не принял до конца жизни. Честно говоря, Тургенев по этому поводу совершенно не расстраивался.