28 апреля 1945 года части Красной Армии начали штурм Рейхстага.
Действовавшая в составе 1-го Белорусского фронта маршала Жукова 3-я ударная армия первоначально не предназначалась для штурма центральной части города. Однако в результате семидневных городских боев именно она оказалась ближе всех к району рейхстага.Почему так важно было взять Рейхстаг и водрузить на нем знамя? В этом здании с 1919 года заседал высший законодательный орган Германии, хотя в годы правления Гитлера de-facto он не играл никакой роли. Однако для нацистов это был последний оплот. Его взятие означало конец Третьего рейха.
Здание обороняли отборные СС-овские части – им терять было уже нечего. И у них было большое преимущество. Они-то прекрасно знали план рейхстага и расположение всех его пятисот комнат. В отличие от советских солдат. Штурм огромного здания был делом трудным. Поэтому советское командование ставило задачу в первый день захватить хотя бы 10-15 комнат.
Маршал Жуков обещал награды воинам, которые первыми поднимут красный флаг над зданием Рейхстага. Идею водрузить красный стяг над столицей поверженной Германии высказал Сталин на торжественном заседании 6 ноября 1944 года. Его поддержал Военный совет армии. По всеобщему мнению, флаг над Рейхстагом символизировал окончательное крушение нацизма.
Очевидцы вспоминали, что при попытках исполнить приказ Жукова и установить знамя на здании, погибло немало "одиночек-добровольцев, храбрейших людей". Поэтому поступок Михаила Егорова, Алексея Береста и Мелитона Кантарии был по-настоящему героическим – ведь бои в Рейхстаге продолжались. Они установили Знамя Победы 30 апреля в 22 часа по берлинскому времени, 1 мая – по московскому: разница тогда составляла два часа. Кстати, это было четвертое по счету знамя, установленное на крыше Рейхстага. Первые три были уничтожены немецкой артиллерией.
Почему сейчас редко вспоминают имя третьего героя – лейтенанта Береста? На то были причины. После войны он был уволен из армии. По официальным документам – "за двоеженство".
Алексей Прокопьевич был отчаянным и храбрым командиром. В ночь на 2 мая по заданию командования, переодевшись в форму советского полковника, лейтенант Берест провел переговоры с остатками гарнизона рейхстага о капитуляции.
Уже 3 мая 1945 года в газете "Правда" были опубликованы фотографии горящего Рейхстага с реющим над его куполом знаменем Победы.