26 апреля 1856 года скончался философ Петр Яковлевич Чаадаев.
Его ждала блестящая карьера. Московский университет, военная служба, награды во время Отечественной войны и заграничных походов. Все оборвалось из-за восстания в лейб-гвардии Семеновского полка в 1820 году. Чаадаев, адъютант командира гвардейского корпуса, был послан с извещением о ЧП к Александру I, который находился на конгрессе в Троппау. Но вместо того, чтобы опрометью скакать к императору, он неспешно ехал по Европе, наслаждаясь путешествием.
И вот представьте картину: Троппау, конгресс. Наш император рассуждает о судьбах Европы, и тут ему говорят о бунте в его гвардейском полку. Причем, не русский курьер, а австрийский дипломат. Александр был, конечно, разгневан: и бунтом, но, наверно, еще более тем, что иностранец ему сообщал новости из России.
Вскоре Чаадаев подал в отставку, жил в Европе, был связан с декабристами. Но обошлось. Потом осел в Москве, на Новой Басманной, где и принялся за свои "Философические письма".
Чаадаев писал о России: "Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого". И далее – чисто чаадаевский выверт: "Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода". Дескать, Россия ничего не дала миру, мировой культуре, ничего не внесла в исторический опыт человечества. Россия, как пишет Чаадаев, "заблудилась на земле".
Возникает резонный вопрос: а не заблудился ли он сам в своих трех философических соснах? Как он сам-то вдруг выродился на свет и стал таким-растаким философом, если мы ничем не затронуты? Однако эти антиисторические умствования Чаадаева имели далеко идущие последствия. Его письма, написанные на французском, стали широко известны в Европе как раз в нужный момент! Европа никак не могла простить России, что они, европейцы, трепетали перед Бонапартом, а русские его просто-напросто раздавили. И что не немцы или британцы освободили Европу, а русские "варвары". Что может быть для европейцев гнуснее этой мысли? ...
Впрочем, наследники у Чаадаева всегда найдутся. Причем, обычно такие люди дальше критики не идут, почти никаких конструктивных идей по переустройству и совершенствованию не предлагают. Почему? Да потому что это все люди не практические, не занятые конкретным делом и не решающие какие-то грандиозные задачи. Ни Иван Калита, ни Хабаров, ни Строгановы, ни Демидовы, ни Суворов, ни Столыпин никаких "философических писем" не писали, потому что у них на это просто не было времени. Они были заняты тяжелой, повседневной работой на благо своей страны.