Пятого апреля 1859 года Чарльз Дарвин отослал первые три главы труда "Происхождение видов путём естественного отбора" своему издателю Джону Мюррею.
Впрочем, еще до Дарвина русский зоолог Карл Францевич Рулье, профессор Московского университета, сформулировал теорию эволюции – в статье "О первом появлении растений и животных на Земле", опубликованной в газете "Московские ведомости" в начале 1852 года. В ней говорилось о том, что внешняя среда – это основной фактор для изменения видов. Но Рулье быстро одернули. Министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов написал письмо попечителю Московского учебного округа Назимову, в котором иронично заметил: "Рулье, можно подумать, словно бы сам присутствовал при Творении – так уверенно он излагает свою теорию".
Да и вообще князь Платон Александрович был большим оригиналом. В 1850 году по его распоряжению почти во всех университетах были закрыты кафедры философии. Министр объяснил эту меру так: "Польза философии не доказана, а вред от нее возможен"...Многие современные ученые считют, что непреодолимое препятствие для теории эволюции – это человеческий язык. Утверждается, что речь возникла в процессе труда для координации действий. Однако и обезьяны тоже знакомы со сложными коллективными действиями – охота и борьба с чужаками. Однако у обезьян так и не появилась речь – лишь система криков, которая знакома им с рождения и которая не претерпевает никаких изменений. Человеческая же речь проходит сложные этапы становления: от агуканья и подражания звукам взрослых до сложных семантических конструкций.
И сегодня многие ученые не считают постулатом теорию происхождения людей от обезьян. История появления человека признается, по меньшей мере, очень сложной и запутанной. Исследования показывают, что он появился на Земле сразу в своем человеческом виде. Не было никаких прапрадедушек шимпанзе или каких-нибудь бандар-логов.
Авторитетный современный археолог, специалист по палеолиту Павел Владимирович Волков пишет: "Мы все более отчетливо видим уникальность человека; мы находим все больше свидетельств внезапности его появления в мире; мы все более уверены в том, что наши самые далекие предки близки нам и похожи на нас, и что начало нашей истории творилось не по воле случая".