Экономисты предсказали рекордный профицит. ЕБРР хочет приостановить доступ к фондам и экспертизе банка для Москвы и Минска. Спрос на перевозку наличной валюты по России вырос. Последствия от спецоперации для российской экономики оценили в полтриллиона долларов. Латвия допустила оплату российского газа в рублях. Промсвязьбанк начал работу в Крыму. АТОР просит обнулить НДС для туроператоров. Эти и другие темы обсуждаем в эфире радио Sputnik. Своим мнением поделился экономист Михаил Хазин.
Михаил Хазин: США целенаправленно провоцируют ЕС на то, чтобы он запустил как можно больше санкций, поскольку это приносит большие проблемы для экономики Евросоюза. И в результате начинается отток капитала из ЕС в США. По оптимистическим оценкам он мог быть до триллиона-полутора долларов. Видимо, эта оптимистическая оценка не оправдается. Скорее всего, к концу весны будет где-то 400 миллиардов долларов, но все равно это не мало, особенно для Байдена, с его необходимостью какую-то более-менее приличную картинку придать перед летом, чтобы не проиграть уж слишком сильно выборы в ноябре.
Михаил Хазин: это был один из элементов иностранных инвестиций, они нам больше не нужны, поскольку мы, видимо, перейдем к созданию внутренних источников развития. Грубо говоря, я надеюсь, в течение пары месяцев после отставки нынешнего руководства ЦБ и, может быть, даже отставки руководства Минфина, мы перейдем к ситуации, когда рубль начнут делать инвестиционной валютой, когда в рублях можно будет делать инвестиции. Как только мы это сделаем, нам, собственно, в этом банке (ЕБРР) особого интереса не будет.
Михаил Хазин: нужно еще разбираться. Обычно в таких случаях (подсчет убытков для России от военной операции - прим.ред.) пишут, сколько это стоит за один день. Я не являюсь большим специалистом по военной логистике, по военным делам, я прекрасно понимаю, что мы что-то проиграли, а что-то выиграли. Цены на нефть выросли, цены на газ выросли и т.д. У нас действительно очень много проблем возникло. Но давайте смотреть правде в глаза. Эти проблемы возникли бы в любом случае. Фокус только в том, что они все возникли одновременно. Да, действительно, это усложняет картинку, но, с другой стороны, в некотором смысле позволяет решить очень много проблем, потому что решить их в рамках регулярного развития ситуации было крайне сложно, потому что многие сопротивлялись, многие мешали и внутри страны, и за ее пределом. А в условиях такого острого политического кризиса очень многие проблемы будут решаться быстро.
Михаил Хазин: дело в том, что никогда не продается ни газ, ни нефть по той цене, которая зафиксирована. Всегда есть какая-то скидка - за объемы, за условия поставки. Саудовская Аравия регулярно поставляет газ сильно ниже, чем тот же самый Катар. По этой причине в этом нет ничего такого. Вопрос только в одном: кто может получать скидку, а кто не может. Я думаю, что Китай, который в данном случае выступает союзником России в этой истории, он, безусловно, имеет право на скидку. А то, что это может не понравиться кому-то, то это не наше дело.