29 марта 1873 года Лев Толстой начал работу над романом "Анна Каренина".
Думаете, шекспировские страсти, изображенные писателем в романе, чересчур? Отнюдь! По соседству с Ясной Поляной проживал молодой помещик Александр Николаевич Бибиков. У него в имении экономкой служила Анна Степановна Пирогова. Их хорошо знали Толстые. У Бибикова с Пироговой был бурный роман, завершившийся разрывом.
Анна Степановна тайного уехала из дома. Три дня от нее не было никаких вестей, пока она не прислала с ямщиком письмо Бибикову со станции. Однако тот даже не вскрыл послания – вернул обратно. И тогда Анна Степановна на станции Ясенки, близ Ясной Поляны, бросилась на рельсы под товарный поезд. Лев Толстой видел в морге тело Пироговой – он был потрясен.
Еще один возможный прототип Анны Карениной – Софья Миллер, жена писателя графа Алексея Константиновича Толстого. Нет, она не бросалась под поезд. Но тут тоже полный набор: несчастная любовь, рождение незаконного ребенка, вызов соблазнителя на дуэль братом Софьи и гибель брата.
И, наконец, еще один прототип – Мария Александровна Гартунг, дочь Пушкина. Современник писал о ней: "Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца". Она вышла замуж за генерал-майора Леонида Николаевича Гартунга, управляющего Императорскими конными заводами. Его родовое поместье находилось неподалеку от Ясной Поляны. И Лев Толстой придал черты Марии Гартунг Анне Карениной. В черновом варианте романа главная героиня носила имя Анастасия Пушкина.
Счастливая семейная жизнь Марии Александровны трагически оборвалась в 1877 году. Ее супруга несправедливо обвинили в хищении. И прямо в здании суда он застрелился, оставив предсмертную записку: "Клянусь всемогущим Богом, что ничего не похитил, и своих врагов прощаю". И действительно – вскоре Гартунг был полностью оправдан. Гибель мужа стала ударом для Марии Александровны. Она писала родственникам о муже: "Он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю".
Позднее Мария Александровна станет попечительницей городской читальни в Москве – ныне это Библиотека имени Пушкина. Кстати, она единственная из детей поэта, кто сохранил хотя бы смутные воспоминания об отце.
После революции нарком просвещения Луначарский ходатайствовал о назначении Марии Александровны пенсии. Наркомсобес долго определял, как сказано в документах, "степень ее нуждаемости". И все-таки выделил ей персональную пенсию. Но было уже поздно – Мария Александровна умерла в крайней нужде в марте 1919 года.