Узнать за 90 секунд

Убийство, породившее репрессии 30-х годов

Читать на сайте radiosputnik.ru
27 марта 1886 года родился видный советский партийный деятель Сергей Миронович Киров.
Первый секретарь Ленинградского обкома партии был убит в Ленинграде 1 декабря 1934 года. По одной из версий, его убийца Леонид Николаев был смертельно обижен несправедливым, по его мнению, увольнением с работы, совершенным якобы по прямому указанию Кирова.
Николаев вел дневник, который не так давно был опубликован. Из него можно сделать вывод, что он действительно решил отомстить Кирову за свое увольнение из Института истории партии. Первый раз он отправился на убийство 15 октября 1934 года, но был задержан охраной возле дома, где жил Киров. Однако его тут же отпустили: Николаев предъявил партийный билет и разрешение на личное оружие. А вот второе покушение в коридоре Смольного удалось.
Есть другая версия, правда, никем не подтвержденная – что Киров был любовником жены Николаева. И тот, таким образом, решил положить конец адюльтеру.
Есть еще и версия Хрущева, что к убийству Кирова был причастен сам Сталин. Никита Сергеевич в своих мемуарах утверждал, что убийство Кирова было организовано Сталиным. Но Вячеслав Молотов позднее сообщил, что созданная по инициативе Хрущева Особая комиссия ЦК КПСС установила непричастность Сталина к убийству Кирова. Хрущев отказался опубликовать эти невыгодные для него материалы.
Кстати, Сталин был дружен с Кировым. Именно Сергей Миронович первым назвал Кобу "великим вождем всех времен и народов". Причем, первоначально это звучало несколько двусмысленно.
Но как бы то ни было, убийство Кирова послужило предлогом для массовых репрессий второй половины 1930-х годов. Уже через несколько часов после убийства было официально заявлено, что Киров стал жертвой заговорщиков – врагов народа, а Президиум ЦИК СССР в тот же день принял постановление "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик". Следственным властям было предписано вести дела обвиняемых в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком. А судебным органам – не задерживать исполнение приговоров.
Обсудить
Рекомендуем