26 марта 1814 года скончался Николай Петрович Архаров, обер-полицмейстер Москвы, Московский и Петербургский губернатор.
Его имя мало о чем говорит современному человеку. Но все-таки оно ему известно, потому что к ругательному термину "архаровец", которое мы нередко произносим, Николай Петрович имеет прямое отношение...
А еще он пользовался славой блестящего сыщика. У историка Бартенева сохранилось даже письмо начальника парижской полиции при Людовике XV Сартина к Архарову, в котором выражалось удивление талантливости Николая Петровича в раскрытии преступлений и быстроте следствия.
-Когда в Москве в 1771 году вспыхнул чумной бунт, Архаров вместе Еропкиным и Григорием Орловым способствовал быстрому успокоению столицы, и был оставлен в ней обер-полицмейстером. С тех пор Архаров стал известен по всей России. Он знал до мельчайших подробностей все, что делалось в первопрестольной, с изумительной быстротой отыскивал всевозможные пропажи, умел читать в лицах и поведении подозреваемых, причастен тот к преступлению или нет.
Следственное, так сказать, управление Архарова размещалось... конечно же, на Лубянке!
В Петербурге как-то произошла большая кража серебряной утвари. Следствие почему-то пришло к выводу, что похищенные вещи переправлены в Москву. Об этом был извещен Архаров. Однако Николай Петрович, поразмыслив, ответил, что украденное серебро, ввиду его слишком больших размеров, находится, по всей видимости, где-то недалеко от места кражи. И действительно! Похищенная утварь была найдена в подвале близ дома... петербургского обер-полицмейстера!
Для укрепления надзора за порядком в Москве Архаров организовал полк, состоявший из 8-ми батальонов. Солдаты этого полка отличались суровостью, а подчас и мздоимством, как это бывает со многими власть предержащими. Имя архаровца воспринималось в народе как синонимы слов "буян", "отчаянный", "плут", наконец. Оно употребляется и теперь. Это не удивительно: архаровского полка уже давным-давно нет, а плутов у нас и до сих пор пруд-пруди...
По вступлении на престол Павла I Архаров был назначен петербургским генерал-губернатором. Но вскоре, как это часто бывал в павловское царствование, Николай Петрович впал в немолость, был лишен должности и выслан в свое тамбовское имение. По воспоминаниям, Архарова в ссылку провожал чуть ли не весь Петербург. Молодой тогда Николай Михайлович Карамзин принес Николаю Петровичу в дорогу несколько стопок книг. По всему видно, что Архаров действительно пользовался искренним уважением.