Узнать за 90 секунд

Создатель "зубатовщины"

Читать на сайте radiosputnik.ru
15 марта 1917 года, узнав о свержении монархии, застрелился полковник Сергей Васильевич Зубатов, бывший начальник Московского охранного отделения. Он известен как создатель сети легальных профессиональных рабочих союзов по всей Империи, чтобы вырвать рабочих из-под влияния революционеров и организовать легальное экономическое движение. Оно получило название "политики полицейского социализма" или "зубатовщины". По этому пути шел Запад. Пожалуйста, защищайте свои экономические интересы, но – ни слова о политике! Они понимали, как опасно, если рабочий класс стройными рядами пойдет в революцию. Это надо на корню пресечь. В тот период много было сделано для улучшения условий труда рабочих и повышения зарплаты. Революционный настрой в Европе пошел резко на спад.
В России так не получилось: у нас действовали разнонаправленные и разновекторные силы. Тут были и двойные агенты охранки, и заигрывание высших сановников с революционерами в своих целях. Думаете, тот же Азеф зря был что ли двойным агентом? Нет, для охранки он был тем и важен, что с одной стороны он руководит террористами, а с другой этих же боевиков потом сдает охранке, а та отчитывается перед начальством.
Показательный пример – Роман Вацлавович Малиновский, член большевистского ЦК, депутат Государственной Думы и агент охранного отделения. Три в одном. Его очень ценил Ленин. Говорил, что Малиновский – "настоящий рабочий, настоящий народный трибун". Даже когда руководство охранки в 1914 году выдало Малиновского, Ильич защищал его изо всех сил. А в 1917-м в руки большевиков попали документы охранки, окончательно изобличающие Малиновского. Его расстреляли.
В подготовке провокатора Малиновского принимал участие и Зубатов. Он был умным сотрудником спецслужб. Но настроения в верхних эшелонах власти менялись очень быстро, он не успел за новыми веяниями – и был уволен в отставку. Впрочем, если разбираться до конца, Зубатова попросту подставили с этим "полицейским социализмом".
Кстати, именно он дал эсерам и их революционному террору весьма меткое и верное определение – "сентиментальное зверьё". Зубатову приписывается также и создание слова "сексот".
Выйдя в отставку он начал писать мемуары, однако от них не осталось никаких следов. Это не удивительно: думается, одним Малиновским тогда бы дело не ограничилось. А большевикам это надо?
Обсудить
Рекомендуем