14 марта 1946 года в газете "Правда" был опубликован ответ Сталина на Фултонскую речь Черчилля.
В ней британский политик провозгласил, что отныне "Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы". "Это – торжественный момент американской демократии", но США противостоят два врага – "война и тирания". Далее Черчилль сказал, что на Европу опустился "железный занавес", государства Центральной и Восточной Европы управляются "полицейскими правительствами" и подчиняются Москве.
Основные тезисы, изложенные в Фултонской речи, Черчилль вынашивал еще с 1943 года. А в конце войны по его приказу британские военные разработали операцию "Немыслимое". План предполагал, что британские и американские войска вторгнутся в советскую зону оккупации Германии, займут Берлин, Дрезден и вытеснят русских из Польши. Операцию планировалось завершить за полгода полным разгромом Красной армии. Однако Черчилля сумели удержать от войны свои же военные, которые убедили его, ссылаясь на опыт Наполеона и Гитлера, что блицкрига с СССР не получится – это будет затяжная война. Британских генералов поддержали в этом их коллеги в Пентагоне.
Однако и США сразу после войны начали разрабатку собственной политики противостояния с СССР. Еще до выступления Черчилля в Фултоне, в феврале 1946 года, американский дипломат Джордж Кеннан в так называемой "длинной телеграмме" из посольства в Москве изложил основные принципы политики "сдерживания" СССР. Ее основной тезис – противодействие любым попыткам Советского Союза выйти за пределы существующей сферы влияния. Эта доктрина Кеннана стала основополагающим руководством к действию для американского истеблишмента.
Сталин в интервью "Правде" дал резкий отпор политике Запада и раскритиковал Фултонскую речь, сказав, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей: "Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира".
Так начиналась холодная война, которая, по мнению многих экспертов, никода и не заканчивалась. Просто в 90-е годы случился перерыв на обед. Война войной, а обед по расписанию.