Авторы

"Хлеба и зрелищ!": римская экскурсия по Колизею

Читать на сайте radiosputnik.ru
Колизей – амфитеатр эпохи Римской Империи, который ныне охраняет ЮНЕСКО. Одно из семи новых чудес света. Ему почти две тысячи лет, и он продолжает очаровывать.
Елисейские поля – парижские шик, блеск и красота по максимуму
Колизей
Колизей, без сомнения, важнейший исторический символ Италии и Рима. Один из самых узнаваемых архитектурных памятников. Величественный амфитеатр, расположенный в центре Рима, притягивает миллионы посетителей. Все они жаждут своими глазами увидеть культовое сооружение и попытаться понять, как такое могли создать почти двадцать веков назад, а и оно все стоит на месте. В Колизее проводились гладиаторские бои, сражения животных и праздничные представления. Официально римская арена называлась Амфитеатр Флавиев. Привычное для нас название сооружение получило только в VIII веке.
Потом были века довольно смутного времени для амфитеатра. Памятник античной архитектуры дошел до нас, правда, в изрядно измененном виде. Хотя, справедливости ради, трудно представить, что за пару тысяч лет амфитеатр остался бы совершенно нетронутым ни природой, ни временем.
Описание
Вот уже много столетий бессмертный Колизей служит напоминанием подлинного величия Римской империи и высочайшего уровня инженерного мастерства его строителей. Это по праву величайшая арена античного времени, грандиозное архитектурное сооружение. Его возвели при династии императоров Флавиев всего за восемь лет. Мы знаем, что некоторые проекты современности куда меньшей сложности и при наличии современных технологий и средств строят даже дольше.
На арене плененные солдаты и рабы перед императором и зрителями показывали свою боевую доблесть. Тут и древние животные инстинкты толпы, и жажда крови, и фантастическое зрелище – все это стало важнейшей составляющей древнеримской культуры. Летописи свидетельствуют, что открытие Колизея праздновали очень бурно, с подлинным имперским размахом: на целых сто дней закатили увеселительные мероприятия. За это время в гладиаторских турнирах погибли несколько тысяч воинов. Такие уж были времена, и забавы им вполне соответствовали.
С течением времени Колизей утратил две трети своей первоначальной массы: "поработали" землетрясения и строители, растаскавшие его на камни для других проектов. Но он не утратил способности вызывать трепет и восхищение.
История
В 64 году нашей эры в Риме произошел крупный пожар, известный в истории как Великий Римский пожар. За шесть дней пламя уничтожило одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима. Сотни горожан погибли, сгорели дотла храмы, дворцы и общественные сооружения. Но это был не пожар, а поджог. Его, как свидетельствовал историк Светоний, устроили по приказу императора Нерона, который мечтал "расчистить" столицу для грандиозной перестройки.
В результате высвободились обширные территории, в том числе Долина трех холмов. Нерон возвел там в кратчайшие сроки, буквально за четыре года, громадный роскошный дворец – целый комплекс, самый большой из всех монарших резиденций, когда-либо построенных на территории Европы. Он занимал площадь до 120 гектаров, поражал великолепием. В народе его назвали "Золотой дом Нерона". Для стройки Нерон заметно увеличил налоги, настроив против себя все общество. Позже, когда до него дошло осознание, что судьба его решена, Нерон покончил собой.
Взошедший после него на трон Римской Империи в 69 году нашей эры Император Веспасиан, чтобы вписать себя в историю, берется за еще более амбициозный проект: поручает возвести амфитеатр Флавиев, который навеки оставил бы след его династии в мировой культуре. Арена заодно убирала бы с лица земли следы предшественника: основу Колизея как раз заложили на месте озера возле Золотого Дома Нерона, который после его смерти пришел в запустение.
Проект Веспасиана несколько столетий был важнейшей частью социокультурной жизни римлян, которые требовали хлеба и зрелищ: в амфитеатре регулярно с аншлагом проводились гладиаторские бои. Причем, арена была поистине громадна: одновременно там могли проходить сразу три тысячи таких схваток. Также воины сражались с животными, совершались казни, проходили праздничные представления. Говоря современным языком, это был полноценный многофункциональный развлекательный центр времен начала нашей эры.
Однако в Средневековье сооружение, по сути, почти игнорировалось властями. Амфитеатр стоял в запустении несколько столетий. Из него извлекали строительные материалы, он ветшал и зарастал. Никто вплоть до XVIII века не задумывался о необходимости реконструкции и реставрации Колизея, за это время многие его части были безвозвратно уничтожены.
В конце XIX века католическая церковь возобновила работы вокруг амфитеатра, и Колизей стал привлекать специалистов: историков, архитекторов и искусствоведов. Реставрация и реконструкция пострадавших элементов и частей гигантского здания придали Колизею новый статус – символа европейской цивилизации.
Происхождение названия
Слово Колизей происходит от латинского слова "colosseus", то есть огромный. Именно таковой казалась постройка на заре нашей эры, когда здания были в основном не выше десяти метров. Сейчас туристы, конечно, иначе оценивают размеры амфитеатра: небоскребы изменили наше ощущение масштаба. Но понятно, что особенность Колизея не в высоте, а культурном и историческом вкладе, который он внес в цивилизацию. Кстати, мнение о том, что название происходит от стоявшей неподалеку колоссальной 36-метровой статуи Нерона, является ошибочным.
Строительство
Строить амфитеатр начали в 72 году нашей эры во время правления Веспасиана. Но закончил и освятил стройку его сын, император Тит Флавий Домициан в 80 году, Веспасиан скончался за год до этого.
По проекту арена должна была быть достаточно большой. А еще очень прочной, чтобы на ней одновременно могли собираться десятки тысяч зрителей: заезжие туристы и, конечно, жители миллионного Рима. Да, да, столица Римской империи была гигантским по тем временам мегаполисом. Так что для реализации этих планов нужны были необычные инженерные решения. Многие из них стали просто революционными и до сих пор используются в строительстве.
Итак, каркас сооружения. Это устойчивая конструкция пересекающихся радиальных и концентрических стен. Над ними находились ряды для зрителей. Внешняя стена амфитеатра включает четыре яруса, первые три из которых насчитывают по 80 арок семиметровой высоты, которые позволили сократить вес сооружения. Это было единственно верным и возможным инженерным решением для столь высоких стен.
Несущие стены амфитеатра выложены из травертина. Этот природный известняк добывали и доставляли 100 тысяч пленников, захваченных в результате подавления иудейского восстания, это обстоятельство лишний раз подчеркивает могущество Римской империи. Камень затем попадал в руки римских мастеров. Качество их обработки высочайшее: огромные камни плотно прилегают друг к другу. Между собой блоки были соединены скобами. Позже, во времена запустения арены, железные крепления растащили на другие строительные проекты, и конструкция Колизея сильно ослабила.
Также при постройке амфитеатра широко применяли вулканический туф, кирпич и бетон. Блоки из туфа предназначались для верхних ярусов, а более тяжелые бетон и кирпич хорошо подходили для перегородок и внутренних перекрытий.
Архитектура
В Колизей желали попасть все зрители Рима. Повод, как всегда, более чем достойный: посмотреть очередной гладиаторский бой или театральное представление. 50 тысяч зрителей на арене, а еще до 18 тысяч, как говорят историки, могли смотреть представления стоя.
В Колизее реализована суть римской архитектуры – чередование опор и проемов, массивных стен и аркад, с акцентом на пространство. Арочная конструкция позволила равномерно распределить нагрузку на несущие части. Внутри древнего амфитеатра располагались сводчатые галереи – места отдыха зрителей и бойкой торговли.
Современный Колизей – лишь одна треть изначальной постройки, но даже этот факт ничуть не умаляет его величия. 240 огромных арок составляют эллипс. Длина стен 524 метра, ширина – 156 метров, высота – 57 метров.
Первый ярус Колизея содержит 76 пролетов, через которые можно было войти в амфитеатр, что позволило существенно увеличить пропускную способность: в случае необходимости зрители могли покинуть здание за несколько минут. А еще типовой проект самих арок упрощал строительство – их собирали на месте как большой конструктор. Между окон на втором и третьем ярусе, как считается, были размещены бронзовые щиты и даже статуи. Однако ни одной из них не было найдено, что стало причиной споров историков – были ли они на самом деле там или это только часть первоначального проекта. Четвертый ярус был достроен позже. Он защищал зрителей от непогоды и солнца.
Пол амфитеатра был вымощен досками, которые легко снимались, когда надо было залить водой место представления морских боев. Эллиптическая форма арены гарантировала зрелище: ни воины, ни животные, обреченные на заклание не смогли бы укрыться. В огромном подвале под ареной находились камеры для рабов, клетки для животных и другие помещения. Там же находилась система поворотной сцены и другие механизмы, благодаря которым появлялись неожиданные трюки и явления на сцене.
Игры и развлечения
Колизей являл наглядную модель устройства римского общества. Зрители размещались в нем в соответствии с социальной иерархией. Нижний ряд занимали сенаторы и члены магистрата. Там же находилась императорская ложа. За ней располагался ярус для всадников, а затем места граждан империи. Следующий ярус – плебеи и женщины. Последним был стоячий ярус для рабов и незнатных иностранцев.
На арене амфитеатра публике предлагались такие увеселительные зрелища, как бои гладиаторов, травля диких животных, убийство осужденных преступников и реконструкция морских битв.
Бои гладиаторов. Гладиаторами в римском амфитеатре становились осужденные на смерть преступники, военнопленные или рабы, которых специально покупали для этого. Профессиональными гладиаторами были и свободные люди – в этих игрищах они пытались заработать деньги и славу.
В ночь перед играми у гладиаторов была возможность дать поручения, чтобы завершить свои дела, для них делали специальный банкет. На следующий день, торжественно шествуя через весь город, празднично одетые бойцы шли в амфитеатр.
Кадр из фильма "Гладиатор"
Считалось, что перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора и кричали "Ave Caesar, morituri te salutant!" (лат. "Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!"). Но сейчас в историографии опровергают достоверность подобной традиции.
На арену выходили даже отдельные римские императоры. Известно, что Тит и Адриан принимали в этом участии, а также Коммод.
"Он сражался как гладиатор и с такой радостью получал гладиаторские имена-прозвища, словно они давались в награду за триумфы, всегда выступал в гладиаторских играх и приказывал вносить сообщения о всяком своем выступлении в официальные исторические документы. Говорят, что на арене он сражался 735 раз", – писал в начале V века историк Элий Лампридий об императоре Коммоде.
Сценарии боев были различны. Участники сражались на выживание как один на один, так и отрядами. Самым зрелищным и кровожадным был групповой бой по принципу "каждый сам за себя", он продолжался до последнего оставшегося в живых.
В размахе гладиаторских боев рекорд принадлежит императору Траяну. Он организовал игры продолжительностью 123 дня. Всего за время его правления на арене погибло 40 тысяч человек.
Образ жизни гладиаторов был близок к военному: проживание в казармах, жесткая дисциплина и ежедневные тренировки. За неподчинение и несоблюдение правил гладиаторы сурово карались. За победы их лучше кормили, а еще нередко приводили наложниц. Гладиаторы не были обделены женским вниманием и любовью, в том числе и со стороны влиятельных особ. А денежное вознаграждение за успешные бои поступало в распоряжение школы.
Травля диких зверей. Первое упоминание об этой забаве в Риме датируется 185 годом до нашей эры. Скорее всего, новое развлечение было заимствованно во время Пунической войны с карфагенянами, у которых существовал обычай выставлять беглых рабов на бой против диких животных. У Колизея и этой забавы есть важная историческая подоплека, которая сделала этот род развлечений более статусным. И вот почему.
В V веке нашей эры Рим отрекся от пантеона языческих богов, чтобы окончательно обратиться к христианству. Тут же император Гонорий Август запретил гладиаторские бои – они шли вразрез с заповедями новой религии. Однако травля диких животных под это не подпадала. И Колизей, предлагая зрителям эту забаву, пытается сохранить влияние и статус развлекательного центра.
В итоге в Рим свозили диких зверей со всех концов империи. Ценились хищники – львы, пантеры и гепарды. Привозили и диковинных зверей, таких как, например, зебры. Разнообразие животного мира на древней арене показывало имперское могущество. В некоторых представлениях звери сражались друг с другом, например, лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были неравны. Однако большинство таких представлений проходило с участием человека. Это чаще всего был либо обученный "охотник" в доспехах, с копьем или мечом, или же осужденный преступник, который должен был получить свой приговор в схватке с диким зверем. В этой схватке человек, как правило, был вооружен только кинжалом.
Навмахии. Так назывались жестокие сражения гладиаторов и преступников, которые выяснили отношения на морских кораблях. Амфитеатр становился озером, заполнялся на два метра водой. Там устраивали и яркие битвы с морскими чудовищами и коллективные пьяные оргии. Навмахии были слишком затратные, так как корабли и вся морская амуниция обходились крайне дорого, однако и публичный эффект от их проведения был колоссальным.
Известно, что первая реконструкция морского сражения в истории Рима была профинансирована Юлием Цезарем, который пожелал отпраздновать свою триумфальную военную победу в Египте грандиозным представлением. Навмахия Цезаря прошла во временном озере, выкопанном на Марсовом поле, где воссоздали битву между египтянами и финикийцами. В представлении были задействованы 16 галер и 2 тысячи гладиаторов.
Разрушение и восстановление
Метастазы падения Римской империи неизбежно дотянулись и до Колизея: древний амфитеатр начал разрушаться. Здесь обосновались ремесленные мастерские и торговые лавки, овощехранилище. Деловые люди пытались приспособить помещение под суконную фабрику. Готы, захватившие Рим в 410 год, разграбили Колизей: с фасада сняли бронзовые украшения и декоративные элементы.
Последние игры в амфитеатре – они включали только травлю диких животных – провел император Флавий Аниций Максим в 523 году. Вскоре внутри Колизея было построено небольшое святилище, арена стала кладбищем. Ниши и арки наполнили торговцы и мастеровые люди. Несмотря на это, Колизей стал стремительно приходить в упадок, его арена зарастала деревьями и травой, а под трибунами находили убежище дикие животные.
Колизей с XI века и до начала XII года был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть. В итоге они уступили здание императору Генриху Седьмому, который подарил его римскому сенату и народу.
Колизей за свою историю пережил три сильнейших землетрясения и разрушительный пожар. Так, в 1349 году мощное землетрясение стало причиной обрушения амфитеатра. После этого на античную достопримечательность начали смотреть как на место добычи строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали использовать для строительства новых зданий. Многие римские особняки, дворцы и храмы были построены из мрамора и травертина добытого на руинах Колизея.
От полного разрушения в середине XVIII века Колизей спас папа Бенедикт Четырнадцатый, освятивший древний амфитеатр в память о ранних христианах, погибших здесь мученической смертью. Тогда же на стене Колизея появился крест, выбитый в камне, а в центре арены установили алтари. Все эти символы призваны чтить память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Однако крест и алтари были удалены из Колизея в 1874-1875 годах.
Следующие папы, в особенности Пий Седьмой и Лев Двенадцатый продолжали заниматься сохранением уцелевших частей здания и укреплением аварийных фрагментов. А Пий Девятый исправил в Колизее некоторые из внутренних лестниц. В 1938-1939 годах Колизей был частично реконструирован. Эти усилия продолжаются и сегодня.
Колизей сегодня
Колизей – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В октябре 2013 года в амфитеатре начались реставрационные работы, которые будут проходить в три этапа. Ученые будут отслеживать динамические вибрации от линии метро и автодороги, которые влияют на сооружение. Реставрации подлежат внутренняя зона Колизея и подземные помещения под ареной. В реставрационные работы на третьем этапе также будет включено строительство туристического центра обслуживания. Сообщалось, что ремонт Колизея обойдется почти в 20 миллионов евро и должен быть завершен к 2023 году.
Отреставрированный Колизей, очевидно, станет новым поводом для притока гостей в Рим.
«
"Первый раз я побывал в Колизее в 1998 году. Тогда было все намного проще – туристов пускали без всяких очередей, можно было спуститься прямо вниз, в подвальные помещения, где гладиаторы ждали свои бои. А в последний раз был в Риме до пандемии, в 2019 году, и вот здесь уже совсем другое: огромные толпы людей, очереди и уже вниз не пускали. Это грандиозное сооружение, хотя бы потому, что стоя там на трибунах, понимаешь, каков же инженерный гений создателей и строителей: одно дело придумать, другое дело воплотить в камне. Колизей, а там десятки тысяч зрителей собирались, могли покинуть арену буквально за несколько минут, это доказывают исследования. Вот вроде бы уже 2000 лет прошло с создания Колизея, а ничего не поменялось: люди как тогда, так и сейчас хотели и хотят хлеба и зрелищ", – поделился воспоминаниями с радио Sputnik член президиума Альянса туристических агентств РФ Алексан Мкртчян.
Cнегопад в Риме, Италия. 26 февраля 2018
По традиции на Страстную пятницу в 21 час в римском Колизее начинается богослужение "Крестного пути". Это факельное шествие в память о страданиях Иисуса Христа. Возглавляемое понтификом богослужение состоит из 14 стояний – эпизодов земной жизни последнего дня Христа, от осуждения на смерть до погребения. Во время каждого стояния произносится молитва.
Интересные факты
– В 2007 году организация New Open World Corporation провела конкурс – жители всего мира выбирали сооружения, достойные звания Новых семи чудес света. Первое место занял Колизей, который стал единственной достопримечательностью в списке, представляющей наследие европейской культуры.
– В Колизее выступали Пол Маккартни, Элтон Джон, Стивен Тайлер.
– Долгое время туристы посещали амфитеатр исключительно ночью, чтобы любоваться красивейшей подсветкой здания. Но ученые захотели вернуть историческую славу Колизею и разработали увлекательные экскурсионные туры. Гиды пытаются своими рассказами максимально погрузить слушателей в атмосферу былых времен, когда только закладывался фундамент амфитеатра Флавиев, тем самым позволяя увидеть нечто большее, чем древние руины.
Информация для туристов
Как добраться. Чаще всего международные авиарейсы приземляются в аэропорту Leonardo da Vinci, который все итальянцы называют Фьюмичино. Обычно туристы едут в Рим на поезде, который отправляется от одного из терминалов. Но от вокзала придется ехать к отелю на другом виде транспорта. Если же вы едете большой компанией, логичнее всего будет взять такси возле аэропорта. Кроме того, несколько автобусных перевозчиков предлагают рейсы от аэропорта к различным частям города.
Древний амфитеатр находится на одноименной станции метро Colosseo в самом центре города. Номера автобусов, идущих до Колизея: 60, 75, 81, 85, 117, 175, 271, 571, 673, 810, 850.
Также ходит трамвай №3.
Режим работы. Еще совсем недавно подход к Колизею был открыт круглосуточно. Но власти итальянской столицы поняли, что это может негативно сказаться на состоянии постройки и поспешили установить охрану. Теперь амфитеатр открыт только для дневных посещений с 9:00 до 19:00 в летнее время (апрель-октябрь) и с 9:00 до 16:00 в зимнее (ноябрь-март). В течение года Колизей "отдыхает" от посетителей только 25 декабря и 1 января.
Цены на входные билеты. Вход в Колизей и экскурсия стоят 12 евро для взрослого посетителя и в 7 евро для ребенка (плюс дополнительные 2 евро за выставочные мероприятия). Школьники, студенты и пенсионеры могут купить льготный билет. Сама покупка может оказаться проблематичной. Ведь большинство туристов решают оплатить вход у самого амфитеатра, из-за чего уже рано утром появляются очереди к кассам. Можно заказать билеты на сайте комплекса или же купить их в местах предварительной продажи, если не хотите тратить время в очереди. Билет единый, включая посещение музея Палатина и Римского Форума, действует сутки с момента покупки.
И еще – не забудьте сфотографироваться около Колизея со специально одетыми в костюмы гладиаторов молодыми людьми, советует Алексан Мкртчан:
"Главная визитная карточка Колизея – те самые ребята, одетые в доспехи древнеримских воинов, они с удовольствием, но не бесплатно фотографируются с вами, за деньги. Традиция фотографироваться на фоне Колизея, когда вас закалывает мечом воин в древнеримских доспехах, – эта традиция остается", – сказал Алексан Мкртчан.
Адрес Колизея: Площадь Колизея (Piazza del Colosseo)
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Сигирия – Львиная скала в Шри-Ланке
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем