Курляндская вдова, ставшая императрицей

Время правления Анны Иоанновны позднее назовут "бироновщиной" по имени ее фаворита. Впрочем, историки говорят, что на Бирона возвели много напраслины. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Читать на сайте radiosputnik.ru
В феврале 1693 года родилась императрица Анна Иоанновна, дочь царя Ивана V, брата и соправителя Петра I.
В возрасте 17 лет Анну выдали замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Свадьба состоялась в ноябре 1710 года в Петербурге. После этого молодые отправились в Курляндию, однако Фридрих Вильгельм по дороге внезапно умер. В Митаву (ныне Елгава), столицу Курляндии, молодая супруга прибыла уже вдовой.
После смерти Петра II Верховный тайный совет, в котором заправляли Долгоруковы и Голицыны, выбрал Анну на трон, поскольку полагал, что бедная вдова из курляндского захолустья будет полностью управляемой. Верховники составили "Кондиции", которые фактически отстраняли Анну от управления страной. Но приехав в Москву, она поняла, что большинство дворянства и гвардия против верховников. И тогда она разорвала "Кондиции".
Портрет императрицы Анны Иоанновны
Верховники собрались в Грановитой палате. Анна Иоанновна, вопреки церемониалу, сошла со ступеней трона. Подошла к одному из главных членов Верховного тайного совета князю Василию Лукичу Долгорукову, взяла его за нос и повела вокруг среднего столба, которым поддерживаются своды. А потом, остановившись против портрета Ивана Грозного, жестко спросила:
– Князь Василий Лукич, ты знаешь, чей это портрет?
– Знаю, матушка государыня! Царя Ивана Васильевича.
– Ну так знай же и то, что я хотя и баба, да такая же буду, как он: вас семеро дураков сбиралось водить меня за нос, я тебя прежде провела, убирайся сейчас в свою деревню, и чтоб духом твоим не пахло!..
Время правления Анны Иоанновны позднее получило название "бироновщины" по имени ее фаворита Эрнста Бирона. Историк Ключевский писал: "Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении… усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга".
Спустя полвека один англичанин спросил у Александра Яковлевича Булгакова, служившего секретарем посольства в Неаполе: "Есть ли глупые люди в России?" Несколько озадаченный таким вопросом, тот отвечал: "Вероятно, есть, и не менее, полагаю, нежели в Англии". – "Не в том дело, – возразил англичанин. – Вы меня, кажется, не поняли; а мне хотелось узнать, почему правительство ваше употребляет на службу чужеземных глупцов, когда имеет своих?"...
Однако роль Бирона и в управлении страной, и в репрессиях сильно преувеличена. В государственных делах императрица больше опиралась не на Бирона, а на своих советников: Остермана, Головкина и Волынского.
Правительство Анны Иоанновны вело активную внешнюю политику. В 1733 году русские войска помогли утвердиться на польском престоле угодному России кандидату – Августу III, не допустив к власти ставленника Парижа Станислава Лещинского. В 1739 году русская армия в главе с Минихом вторглась в Крым, взяла Очаков и Хотин.
Сама Анна Иоанновна государственными делами занималась мало. Ее интересовали развлечения. При дворе императрицы постоянно находилась огромная армия шутов и шутих, карлиц, сказочниц. В феврале 1740 года была даже устроена в специально построенном Ледяном доме знаменитая свадьба шутов Квасника-Голицына и Авдотьи Бужениновой. Зима в том году была суровая – далеко за минус 30 градусов. Дом возвели прямо на Неве, недалеко от Зимнего дворца. Его размеры: более 17-ти метров в длину, пять с лишним метров в ширину и почти 6 с половиной метров в высоту.
Репродукция картины "Шуты в спальне Анны Иоанновны"
Вся мебель дома и другие предметы, в том числе чашки, игральные карты, цветы – все изготовлено изо льда. Для свадьбы были свезены со всей России 300 человек различных народов, одетых в национальные костюмы и игравших на музыкальных инструментах. Веселье удалось на славу!..
Хотя были и те, кому оно не понравилась. Например, французский посланник маркиз де Шетарди доносил своему правительству: "Только здешняя страна может доставить развлечение в таком роде, какое устроила себе царица... С этой целью были призваны лопари, самоеды, калмыки, казаки; все они появились в маскарадных костюмах, образуя процессию более чем в 200 человек, предшествовавших или следовавших за новобрачными, заключенными в клетку, поставленную на слона. Одни ехали в телегах, запряженных волами; другие двигались в повозках, которые везли кабаны, свиньи, козы и собаки. Лопари и самоеды отличались своими одеждами из звериных шкур и санями, заложенными оленями. Манеж герцога Курляндского был устлан досками; здесь был устроен ужин всему свадебному поезду... За трапезой следовал бал, на котором каждое племя танцевало особо. Затем новобрачных повезли в Ледяной дом, который был построен близь дворца... Новобрачные легли там и оставались до восьми часов утра... Царица присутствовала на ужине и на балу".
Генерал Кристоф Герман Манштейн в своих "Записках о России, 1727-1744" все-таки отдает справедливость этому праздненству, говоря, что он был задуман с целью "показать, сколько различных народов" обитают в России. А еще в тематике торжества были отражены успехи русского оружия в недавней войне с турками. Из этого становится понятно, почему Шетарди, который всячески желал ослабления России, не понравилась шутовская свадьба...
Корона императрицы Анны Иоанновны на выставке "Коронация в Кремле"
Впрочем, Анна Ивановна умела быть жестокой. Она расправилась с сосланными ею членами семей Голицыных и Долгоруких, казнила своего кабинет-секретаря Волынского.
Наследником престола императрица назначила своего внучатого племянника – малолетнего Ивана Антоновича. Однако он и регентша Анна Леопольдовна были вскоре отстранены от власти Елизаветой Петровной, дочерью Петра I.
В этом выпуске вы также услышите:
– Константин Карлович Данзас, секундант Пушкина.
– Поэт и статс-секретарь Павла I Нелединский-Мелецкий.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем