Снегопад не давал перезарядить ружья. Пурга слепила так, что драться приходилось наощупь. 7 февраля 1807 года в Восточной Пруссии произошла русско-французская битва при Прейсиш-Эйлау. Рассказывает Sputnik.
Для армии Наполеона это было первое сражение, которое она не смогла выиграть. Для русской армии – репетиция Бородинской битвы. Обе стороны приписывали победу себе. В историю событие вошло как "кровавая ничья".
Ставка на кладбище
Крупнейшая боевая схватка Русско-прусско-французской войны состоялась, когда прусскую армию французы уже разгромили. Им оставалось лишь выбить из Восточной Пруссии русские войска. Все началось с недоразумения. Русские и французы располагались на зимних квартирах недалеко друг от друга. Французам место зимовки не нравилось. Они решили поискать что-нибудь покомфортнее и выдвинулись на Кенигсберг, в сторону русских. Русские приняли это движение за наступление: ринулись навстречу и преградили французам путь. Наполеон решил, что случай свел войска в удобном для сражения месте. Плохо было только то, что русские не стали преследовать неприятеля, а отступили. Поэтому их пришлось догонять и навязывать бои арьергарду. В постоянных стычках все в конце концов смертельно вымотались. Лучшим выходом для обеих сторон показалось остановиться и выяснить отношения. Перед сражением у русской армии была невыигрышная позиция – в открытом поле. Французы расположились выше и среди построек на окраинах Прейсиш-Эйлау. Пунктом наблюдения Наполеон выбрал городское кладбище. Тогда это не показалось ему мрачным символом.
CC BY-SA 3.0 / ИМгорь /
Замок Прейсиш-Эйлау
Пурга и штык
Погода быстро сравняла шансы: сражались в метели. В какой-то момент русским удалось прорваться к наполеоновской ставке. Только отчаянная атака французской конницы спасла положение. Разошлись к ночи, когда не было видно ни зги. С утра никто не захотел продолжить. На месте сражения лежали по 20 тыс. трупов с обеих сторон. Формально поле боя осталось за французами. Но не потому ли, что русские сразу отошли к месту дислокации, а французы несколько дней приводили войско в чувство, прежде чем встать на марш? "В этой боевой ничье очевидна моральная победа русской стороны", – говорит доктор исторических наук Всеволод Воронин:
«
"Во-первых, русские убедились, что Наполеона можно бить. Во-вторых, это сражение позволило России сохранить лицо в кампании 1806-07 годов, которая закончилась Тильзитским миром – для России почетным, но все же не самым радужным. С Бородинской битвой битву при Прейсиш-Эйлау сравнивать некорректно: она шла, когда еще невозможно было предвидеть крушение империи Наполеона. А в сражении под Москвой этот скорый конец становился ясен. Бородино обозначило коренной перелом в цепи наполеоновских войн. Оно показало: авантюра Наполеона обречена на крах и в многолетнем противостоянии с ним Россия одержит историческую победу".
Репродукция картины художника Сергея Герасимова "М. И. Кутузов на Бородинском поле"
Битва в Восточной Пруссии аукнулась через 138 лет – в 1945-м. На сей раз победитель был безусловным. Прейсиш-Эйлау давно переименован в Багратионовск. И находится в Калининградской области.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.