Авторы

Не любовь и не до гроба: как Россия и США договаривались не ссориться

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". Это был самый праздничный пункт декларации о завершении холодной войны. 1 февраля 1992 года в Кэмп-Дэвиде ее подписали Джордж Буш и Борис Ельцин. Рассказывает Sputnik.
Подписание документа президентами США и РФ пришлось на 61-й день рождения Бориса Ельцина. Официальный "подарок" – Кэмп-Дэвидскую декларацию дополнили два неофициальных: "настоящий американский торт", как сказал Джордж Буш-старший, и ковбойские сапоги с инициалами "Б.Е.". Торт съели, сапоги давно некому носить, участь декларации туманна.
Мечты сбываются
Это был первый визит Бориса Ельцина в США, и сразу – успех. Появился документ, зафиксировавший такие отношения двух стран, о которых и не мечтали. Сверх того, Ельцин рассчитывал получить гарантии помощи России и получил. Правда, желаемый $ 1 млрд. предоставила международная организация, а США отделались лишь поставками зерна, но у них была уважительная причина. Ее раскрыл тогдашний госсекретарь: мы не сможем объяснить американским гражданам, почему должны помогать стране, с которой полвека боролись. Да и в декларации о "дружбе" и "новом союзе партнеров" многое требовало объяснения. У внимательных читателей возникало чувство, что один подписант обвел второго вокруг пальца.
Президент России Борис Николаевич Ельцин посетил загородную резиденцию Президента США Джорджа Буша в Кэмп-Девиде. Встреча "без галстуков", февраль 1992 года
Переходные формулировки
И все-таки это был документ с историческим весом. Опубликовав его, два президента взбрызнули почву, в которую можно было воткнуть какой-то росток. Говорит профессор СПбГУ Александр Кубышкин:
«
"Конечно, когда Россия и США объявили друг друга "не противниками" и подтвердили, что переходят в фазу дружеского партнерства, это носило декларативный характер. Но в тот момент и это было чрезвычайно важно, потому что Россия выступала с позиции слабого: в стране экономический кризис, болезненные реформы и так далее. В той ситуации нужно было сохранить лицо и определенную свободу маневра, что и удалось сделать. Единственное, что настораживает в документе, это отсутствие пункта о равноправии в отношениях и принятии решений. Партнерство – да, укрепление дружбы – да. Но выходило, что Россию предпочитали видеть младшим партнером. Такой акцент постепенно усиливался, особенно ярко это стало проявляться при администрации демократов".
Президент РФ Борис Ельцин и президент США Джордж Буш после подписания российско-американского договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегического наступательного вооружения
Кэмп-Дэвидская декларация – образец обтекаемых формулировок: "Будем делать все от нас зависящее для благополучия наших народов", "Будем прилагать все усилия по поддержке общих демократических ценностей" и т.п. Предупреждая критику, Джордж Буш-старший тогда заявил, что ничего страшного в таких формулировках нет; что они не обтекаемые, а "переходные", – просто "США не хотят действовать так, словно все проблемы с Россией решены". Очень проницательно. На 30 лет вперед.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем