Как стать фотографом
Шансы стать хорошим и востребованным фотографом имеют те, кто любит фотографировать с детства: для этого есть все возможности. Находить интересные ракурсы и сюжеты, снимать людей в разных жизненных ситуациях, животных, городские пейзажи и загородные ландшафты. Однако этому искусству можно и научиться. Может показаться, что ничего сложного в такой работе нет: знай себе нажимай на кнопку гаджета или фотоаппарата. Чего легче? Но это популярное заблуждение. Даже наличие дорогостоящей техники, посещение бесплатных мастер-классов и самостоятельное изучение базовых основ фотографирования отнюдь не гарантируют, что любитель станет профессионалом и сможет на этом зарабатывать. Тут важны грамотное совмещение практики и теории, упорство и определенный талант. Нужно уметь не только "ловить момент", но и находить незаметные другим особенности объекта, выстраивать композицию. Причем стремительно, фиксируя текущий момент. Или же, напротив, делать постановочные съемки, подходя к этому очень ответственно и в творческом ключе.
Научившись делать хорошие снимки и обрабатывать их, обзаведясь необходимым технологическим инструментарием, следует подумать о грамотном продвижении. Иначе фотографии так и останутся личным достоянием и предметом гордости исключительно семьи и друзей. А для того, чтобы фотографирование приносило доход, необходимы либо клиенты, либо постоянный работодатель. Что нужно сделать на этом этапе? Прежде всего, сформировать правильное портфолио. Тут главное не допустить ошибки, свойственные новичкам. Одна из них – раздутость, перегруженность портфолио огромным количеством снимков. Как правило, потенциальный клиент или работодатель просматривать их не станет, а вот автора заподозрит в неумении профессионально сосредоточиться на главном и попытке "взять количеством".
Работы можно самостоятельно разместить на самых популярных платформах, которые имеют колоссальную аудиториях и широкие функциональные возможности. К таким относятся, например, Instagram* и PhotoShelter. Они позволят вслед за просмотрами и популярностью выйти на реальных платежеспособных клиентов. Кроме того, на специальных "умных" сервисах можно продавать готовые снимки, размещенные в отдельных тематических папках. Хорошие перспективы имеют те, кто находит свою нишу и стилистику и достигают на этом поприще отличных результатов. Мыслят сериями фотографий, а не отдельными кадрами.
Сколько и как зарабатывают фотографы
Финансовый успех фотографа делится на два ключевых компонента: высокое мастерство и коммуникабельность. Нужно уметь не только делать классные фото, но легко и непринужденно контактировать с самыми разными людьми, входить в доверие (в хорошем смысле слова), вести активную переписку с интернет-пользователями, посещающими аккаунт. Не сидеть на месте, как можно больше бывать на мероприятиях. А свою трудовую деятельность, если речь идет о фрилансерах, оформить как самозанятость, чтобы не иметь проблем с налоговыми органами. Фотограф в штате какой-нибудь организации, в основном, выполняет задания руководства: портретные съемки, фотографирование праздничных мероприятий, официальных встреч, поездок руководства и сотрудников и многое другое.
Фотограф за работой
"Свободные художники" вполне в состоянии на первых порах найти заказчиков, которые не будут использовать фото в коммерческих целях, а предпочтут выкладывать их в соцсети и любоваться в кругу близких. Для таких людей можно устраивать фотосессии различных направлений, от свадебных, семейных и love story до фото домашних питомцев. В такого рода деятельности есть большое преимущество: невысокий порог входа и перспектива без особых сложностей найти клиентов. Как бонус – позитивный заряд энергии, получаемый во время работы. На таких сессиях можно заработать от 5 до 20 тысяч рублей, если речь не идет о топовом фотографе. За сопровождение свадеб в среднем платят 15 тысяч за один день съемки. А вот профессионал с именем может получать и по 150 тысяч рублей за эту же работу.
Если фотограф работает в рекламном агентстве в качестве штатного сотрудника, его ежемесячный доход составляет 30-50 тысяч рублей. Именитый фотограф в крупном СМИ или модном бизнесе вполне может зарабатывать по 200 тысяч и больше. Доходы фотографов в фотостудиях и фотоателье "плавающие". Они во многом зависят от ее репутации, ценовой политики, места расположения и количества клиентов. Частный фотограф, ищущий клиентов в интернете и на публичных мероприятиях, имеет нестабильный заработок. В худшем случае он может заработать 10-15 тысяч в месяц, в лучшем – 100 тысяч и даже выше.
© Depositphotos.com / VitalikRadko
Специализации
Эксперты в области фотографии склонны считать, что наилучший вариант – в совершенстве овладеть несколькими видами съемки, чем распыляться и быть невостребованным "специалистом широчайшего профиля". Есть масса направлений работы, но самыми популярными сегодня можно назвать такие:
– Свадебная фотография. Наиболее конкурентная, но при этом доходная ниша. Фотограф проводит съемки молодоженов и гостей, атрибутов праздника, перемещения кортежа. Тут мало только фотографировать, надо уметь в одних случаях организовать публику для какого-то кадра, в других – стать невидимым и никому не мешать;
– Семейная съемка. Здесь пригодятся навыки психолога и умение контактировать с людьми разного возраста и темперамента, включая детей. Нужно уметь заинтересовать семью для достижения наилучшего результата;
– Фотограф для стоков. Он делает снимки для размещения и продажи в интернете. В числе клиентов – рекламные фирмы и сайты, которые используют их для рекламы и создания визуального ряда. Тут важно, насколько снимки способны принести прибыль, их художественная ценность и оригинальность отходят на второй план;
– Личная съемка. Портретные фото заказывают профессиональные модели, бизнесмены, чиновники и пользователи соцсетей, заботящиеся о своем имидже. Такие фото надо уметь правильно обрабатывать, но и платят за них неплохо;
– Репортажная съемка. Фотографирование мероприятий, уличных акций, конфликтов. В основном ей занимаются фотографы, сотрудничающие со СМИ;
© Depositphotos.com / Evgeniy Rychko
Свадебный фотограф во время работы
– Интерьерная фотография. Направление архитектурной фотографии, в центре которой – красивая и привлекательная съемка помещений, мебели и аксессуаров. Востребована дизайнерскими бюро, агентствами недвижимости, арендодателями;
– Фешн-фотография. Один из ключевых элементов индустрии моды. На кадрах демонстрируется модная одежда, парфюм и другие товары. Фото размещаются в популярных модных журналах, на уличных баннерах и других носителях;
– Предметная фотография. Тут важны детали и качество снимков. Предметная съемка сегодня – важнейшая часть продвижения товара на рынке, ведь качественное фото – его лучшая реклама. Причем не обязательно товара целиком, а каких-то его значимых частей, говорящих о качестве и оригинальности. Широко распространена в полиграфии и в Сети;
– Фуд-фотография. Еще одно коммерческое направление, нацеленное на создание фотонатюрмортов с едой для продвижения товаров, услуг и предприятий общественного питания. Впрочем, еду можно снимать и в других целях, если делать это красиво.
© Depositphotos.com / anna.pustynnikova
От чего зависит зарплата
Надо отдавать отчет, что начинающие фотографы, недавно пришедшие в профессию, еще не имеют качественного портфолио и не набрались должного опыта. В подавляющем большинстве случаев на этом этапе они работают бесплатно или за символические деньги: 1000 рублей за съемку и последующую обработку фотографий. Этот период надо мужественно пройти и не разочароваться в профессии. Если фотограф начинает работать на себя, то на первых порах он зарабатывает около 25 тысяч рублей. Затем, при условии эффективной саморекламы, грамотно сформированного портфолио и приобретенной положительной репутации у клиентов, которые начинают рекомендовать специалиста своим знакомым, заработки вырастают. Чем большее количество людей оценивает работу фотографа как профессиональную, тем выше становится тариф на съемку.
Нужно не пренебрегать регулярным выкладыванием своих работ в соцсетях и на тематических платформах, общаться с подписчиками. Это рано или поздно приведет к еще одному виду заработка: размещению в фотоблогах рекламы и предложения принять участие в партнерских программах. Если же речь идет о небольших городах, то в некоторых случаях известность можно приобрести, продавая фотооткрытки красивых пейзажей и достопримечательностей собственного авторского изготовления в туристических местах. Есть вариант присоединиться к более опытному и именитому коллеге, помогая ему выполнять рутинную часть работы. Это позволит приобрести ценные навыки, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности и повышении дохода.
Фотограф снимает котенка породы скоттиш-страйт (шотландская прямоухая) на выставке "КоШарики-Шоу" в Москве
Поиск клиентов и раскрутка
Если рассматривать фотографирование не как хобби и занятие для души, а как способ существования, творческой и профессиональной реализации, который должен обеспечивать стабильный доход, то нужно уметь преподнести себя, владеть инструментами по поиску клиентов, готовых платить. Прежде всего, нужно найти в своей технике нечто особенное, что будет отличать от конкурентов. Какую-нибудь "фишку". Например, дизайнерскую верстку семейного альбома из сделанных ранее фотографий. Надо знать свою целевую аудиторию и действовать, отталкиваясь от ее запросов и интересов. Это повышает шансы получить новых заказчиков. Как уже было сказано, особое внимание надо уделять собственному имиджу и размещаемым работам в соцсетях и блогах. Это часть портфолио, и она должна быть стильной, структурированной и информативной. Наилучший вариант – обзавестись своим сайтом, современно оформленным, выглядящем фирменно. По сути, все это приведет к формированию своего бренда. До сих пор эффективным средством маркетинга остается email-рассылка. Правда, потребуется создание специфической базы адресов, на которое уйдет время. Рассылка, так же, как и реклама в поисковиках, должна быть ясной и современной.
Еще один важный элемент раскрутки и формирования позитивного имиджа – участие в различных фестивалях и конкурсах, в том числе международных. Это надо делать не для денег, а для имени, шанса громко заявить о себе. Нелишним будет участие во встречах профессиональных и начинающих фотографов, а также мастер-классах. На них можно войти в профессиональную тусовку, которая сулит новые шансы. Например, участие в совместных проектах. В том числе по заказу крупных компаний. Кстати, не нужно стесняться предлагать свои услуги корпорациям и солидным фирмам. Тут может крупно повезти. Главное, найти подход, с выгодной стороны показать себя и предложить нечто оригинальное. Интересные идеи и способы их воплощения всегда вызовут любопытство, которое можно обратить в хороший заработок. С помощью всех перечисленных инструментов будет создана целая система маркетинга, которую необходимо регулярно обновлять и модернизировать.
Рекомендации экспертов
Вот что о нюансах своей профессии говорит фотограф Владимир Бутенко:
«
"Желательно отработать владение техникой до автоматизма, чтобы основное внимание уделить содержательной стороне дела. Фотограф, который постоянно что-то крутит и регулирует, неизбежно упускает удачные кадры или не получает их вовсе. Например, и в портретной сессии, и в репортаже техническая суета очень мешает установить полноценный контакт с людьми. Безусловно, можно освоить технику самостоятельно, как это сделало большинство знаменитых фотографов, имена которых сегодня вошли в золотой фонд фотографии. Литературы о технике – бездна. Можно читать и экспериментировать с фотоаппаратом, но, на мой взгляд, элементарные знания проще получить в какой-нибудь фотошколе, которых сейчас очень много. Единственное, чего следует опасаться – распространенного представления о фотографии как царстве техники и аппаратуры".
Фотограф Анна Лебедева считает, что вокруг профессии сложилось множество мифов, в том числе о том, что фотографом может стать каждый. Вот как она прокомментировала это заблуждение:
«
"Любитель фотографирует для себя, для души. Профессионал зарабатывает фотографией на жизнь. Но его заработки, в первую очередь, зависят от практических навыков и опыта, а еще – от личностных качеств и "божьей искры", которая есть не у всех. Навыки и опыт формируются годами: умение видеть кадр не возникает "из ниоткуда", а развивается постепенно, с увеличением "насмотренности". Важны технические знания, умение работать с оборудованием и графическими программами. Нужны креативность и чувство композиции. Наконец, важна быстрая реакция, чтобы запечатлеть тот самый момент, которого профессионал может ждать часами. Но, как и в любой профессии, обладание техническими навыками не гарантирует мастерство".
Еще один распространенный миф, что огрехи снимка можно компенсировать с помощью графических редакторов. Это не так. Плохой снимок не исправить ничем.
Автор Илья Харламов, радио Sputnik
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.