Штурмовать тюрьму пошли из цирка – там проходил митинг за социализм. На улице в толпу влились вооруженные люди. 12 декабря 1918 года знаменитый одесский налетчик Мишка Япончик впервые выступил заодно с большевиками. Подробности у радио Sputnik.
Три гранаты, и люди Япончика открыли ворота тюрьмы. Подожгли сарай, в котором спрятался ее начальник: он сгорел заживо. Дальше "революционная масса" разделилась. Большевики освобождали политзаключенных, Мишка – уголовников. В том числе серийных убийц.
В бой после банкета
В Одессе очередное междувластие Гражданской войны. Накануне в город вошли части новой Украинской республики, в порту высадился французский контингент Антанты, белые тоже были, большевики – в подполье. Мишка Япончик умело действовал в любой мутной воде. Ему подчинялись несколько тысяч вооруженных уголовников. По "кодексу чести" бедняков они не грабили и потому пользовались уважением простых горожан. Каждая новая власть пыталась бороться с Мишкиной армией – он объявлял "бандитский террор". В какой-то момент большевики смекнули: у них с Мишкой общий враг – и навели дипломатические мосты. От безысходности, конечно: большевикам почти не на кого было опереться. "Одесский пролетариат – это бандиты, спекулянты, гниль", – говорили они. Так "король Одессы" Мишка Япончик, он же Моисей Вольфович Винницкий, за умеренную плату начал поставлять оружие будущей новой власти. Потом почувствовал ее усиление, поверил в свою значимость и попросил мандат на формирование отряда Красной армии. Ему дали, но три дня никак не могли выпихнуть его полк на фронт. Мишка то проводил прощальный банкет, то закатывал прием в Одесской опере, то был занят парадом: две тысячи его бойцов в тельняшках и белых брюках навыпуск прошагали по городу в сопровождении двух еврейских оркестров и одной артиллерийской пушки. Сам он – впереди на вороном коне с шашкой наголо.
© РИА Новости
Французские оккупанты на улицах Одессы. РИА Новости / РИА Новости
Война все спишет
До конца Япончик большевиков все же не принял. Рассказывает заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов:
«
"Он не стал идейным сторонником новой власти и вряд ли хорошо понимал ее идеологию и представление о будущем. Просто в тот момент Япончик имел основания считать большевиков своими попутчиками – меньшим из зол по сравнению с другими одесскими властями, в том числе и по причине национальной толерантности, которая была присуща большевикам. Их союз оказался недолгим. Он вообще был возможен только на этапе борьбы за власть. Там, где партия большевиков твердо становилась у руля, союза с уголовниками быть не могло – нужен был правопорядок. Ее союз с чистым уголовником, каким был Япончик, это уникальный случай".
© РИА Новости
Гражданская война и иностранная интервенция в России 1917-1922 гг.
Вступление частей Красной Армии в Одессу. Апрель 1919 года. РИА Новости / РИА Новости
Мишка и погиб как уголовник. После первого же серьезного военного столкновения его полк стал разбегаться с поля боя, а по пути – грабить мирное население, теперь уже и бедное. За мародерство "бойцов" решили разоружить. Оружие Мишка отдавать не собирался, попытался удрать – его пристрелили прямо у поезда, на котором он ехал еще немножко повоевать. Бывшие с ним 116 человек полегли рядом и тоже от красноармейских пуль.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.