Авторы

Сидеть и молчать: как детский праздник превратился в жертвоприношение

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Всем оставаться на местах. Пусть руководители идут первыми". 8 декабря 1994 года в городе Карамай произошел один из самых крупных пожаров невоенного характера в истории Китая. Его жертвами стали 288 детей. Подробности у радио Sputnik.
Все начиналось с праздника в ДК "Зал дружбы". Участниками и зрителями были в основном дети от 6 до 14 лет. Лучшие ученики местных школ подготовили концерт для чиновников китайской компартии: 20 высокопоставленных партийцев приехали инспектировать предприятия "города нефтяников". После инспекции им дали банкет и представление.
Коммунисты, вперед?
"Зал дружбы" на тысячу мест был совместной советско-китайской постройкой сталинских времен. Крыша уже некрепкая, аварийные выходы давно завалены хламом. Концерт едва начался, когда в одном из прожекторов на сцене произошло короткое замыкание. Занавес вспыхнул, его быстро закрыли, за ним остались дети, которые только что пели и танцевали: почти сразу прозвучал взрыв. Огонь уже метнулся в зал, когда из первого ряда встала женщина и приказала школьникам сидеть молча. Вместе с учителями их было 800 человек. Партийная делегация еще пробиралась в темноте к единственному, как оказалось, открытому выходу, а дети уже массово задыхались. Многие горели заживо: зрительские кресла с виниловым покрытием были отличной подпиткой для огня и ядовитого дыма. Итог – 325 погибших. Еще больше – обожженных и раненых в давке. Никто из "делегатов" не пострадал. Приказавшая всем сидеть чиновница успела закрыться в дамской комнате, где вместе с ней могли бы поместиться еще 30 человек. Но она никого не пустила.
Китайский пожарный
Тайны страны процветания
Подробности карамайской трагедии стали известны лишь через 15 лет, когда режиссер Сюй Синь опросил выживших в "Зале дружбы" и снял 6-часовой документальный фильм. Тогда же фраза "Пусть руководители идут первыми" стала мемом китайского интернета. Она означала, что в чрезвычайных ситуациях у руководителей КПК есть преимущество перед обычными людьми и даже детьми. "Это вряд ли", – говорит китаист Олег Фочкин:
«
"Вообще в Китае очень заботятся о детях, это везде чувствуется, даже когда просто идешь по городу. И никакого преимущественного права у партийного руководства нет. В Карамае была конкретная ситуация, в которой трудно разобраться, потому что о ней не распространялись. Есть определенная закрытость Китая, как когда-то в СССР, где о трагедиях предпочитали не писать, не говорить в эфире и о многом узнавали по слухам. В Китае, например, происходит огромное количество катастроф в шахтах, число погибших шахтеров исчисляется десятками тысяч. Но такие происшествия стараются замалчивать. Это позиция: Китай – страна процветания, и о каких катастрофах может идти речь, когда у нее все хорошо?..".
На одной из улиц Пекина. Китайская Народная Республика. Владимир Вяткин / РИА Новости
Карамайскую трагедию усиливала специфическая особенность. В 1990-е годы в Китае еще действовало правило "одна семья – один ребенок". Так, если у родителей ребенка, умершего по какой-то причине, не было свидетельства о его смерти, они не имели права снова стать отцом и матерью. Родителям погибших в "Зале дружбы" детей свидетельств о смерти не выдавали.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем