Авторы

Тэсинтай начинает и проигрывает: что было не так с японским чудо-оружием

Читать на сайте radiosputnik.ru
Он знал, что не вернется, и взял с собой урну с прахом погибшего друга. 20 ноября 1944 года у тихоокеанского атолла Улити человеко-торпеда потопила танкер ВМФ США. Это было первое боевое применение японского "чудо-оружия". Подробности у радио Sputnik.
Атаку провел Сэкио Нисина, изобретатель управляемых торпед. Вместе с другом Хироси Куроки он все придумал еще в 1942 году. Комфлота не обращал внимания на их идеи до тех пор, пока Нисина и Куроки не написали письмо своей кровью. По японской традиции такие письма обязательны к прочтению. Так в соединениях смертников появилось новое подразделение.
Не мое тело
Добровольцев-смертников в японской армии называли "тэсинтай". Из них формировали эскадрилью камикадзе и отряды подрывников: они действовали с воздуха (парашютисты), на суше и на воде ("лодки-самоубийцы"). Задача смертников-подводников была самой сложной, а отношение к ним – самым бесчеловечным. Подрывника запечатывали в стальную торпеду и доставляли на субмарине как можно ближе к кораблю противника. В случае промаха человек все равно погибал – он просто задыхался. Управляемые торпеды не предполагали катапультирования, но служить на них хотели многие. Говорит заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов:
«
"Японцы были фанатично преданы своему императору. Отдать за императора жизнь – это признавалось верхом доблести. Тогда в Японии вообще считалось, что твое тело тебе не принадлежит – оно принадлежит твоей родине, твоим родителям, но не тебе лично. Это тоже накладывалось на фанатизм, как и романтизация смерти, флер вокруг возможности славно погибнуть. Средства просвещения, агитации и пропаганды уверяли, что такой человек сразу попадет в рай. Возможно, это присутствует в японском менталитете и разного рода "камикадзе" были и раньше, но массовый характер такая практика приобрела именно в годы Второй мировой войны. Особенно ближе к концу, когда Япония начала терпеть поражение за поражением в силу недостатков ее военной техники по сравнению с американской".
Японские самолеты на аэродроме во время Второй мировой войны
Люди-торпеды поначалу наводили ужас на американских моряков. Но очень скоро обнаружилось, что "чудо-оружие" на редкость неэффективно.
Банзай!..
Проект назывался "Кайтэн": "Воля небес". Однако торпеды этой серии зависели не столько от неба, сколько от мастерства экипажа подводной лодки, которая "подвозила" их к месту атаки: пилот-самоубийца действовал вслепую. "Кайтэны" были маломаневренными и годились лишь для подрыва кораблей на якоре в спокойной бухте. И даже в благоприятных условиях процент удачи был невелик. Это показала самая первая атака в ноябре 44-го. К атоллу Улити подошли три субмарины. На каждой – по четыре человеко-торпеды. Одна из лодок затонула в результате собственной атаки. Еще четыре "кайтэна" вышли из строя при пуске и тоже погрузились на дно. Две торпеды взорвались на пути к цели, третья улетела в сторону берега, и только одна ткнулась в бок американского танкера. На танкере начался пожар – японское командование доложило императору об успехе операции.
Вид на Дворец императора Японии
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем