Журналистам пришлось спрашивать его об этом дважды. С интервалом в пару дней. Во вторник, сразу после выхода статьи в The Washington Post о возможном дипломатическом бойкоте Олимпийских игр в Пекине, это был не самый подходящий момент. То ли Джо Байден еще оставался под впечатлением от "уважительной", как он сам ее назвал, онлайн-беседы с Си Цзиньпином, поэтому пока не готов был портить послевкусие. То ли его просто в очередной раз накрыло что-то старческое. Но когда у него поинтересовались о том, отправит ли Белый дом в Китай официальную делегацию, он в стиле Людовика XIV ответил: "Я – делегация!".
Ничего не поняли, переглянулись, но больше вопросов не задавали. Знают потому что, в такие минуты уже бесполезно. Зато в четверг он вознаградил всех за терпение – выразился более развернуто, хотя по-прежнему неопределенно. "Мы, – сказал, – рассматриваем эту идею". Впрочем, все и сами догадываются, что нет дыма без олимпийского огня. А олимпийский огонь без представителей американской власти очень даже возможен. И, скорее всего, решение уже принято. Просто либо Байдену еще об этом не сообщили, чтобы он искренне изображал раздумья, либо ему самому нравится выдерживать эту мхатовскую паузу.
Ведь спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, которой Джо как-то, забыв о работающих микрофонах, шепнул, что готов выполнить все, что прикажут ему демократы, уже объявила, что нечего американцам в Пекине делать. Причем, имея в виду и спортсменов тоже. Это, пожалуй, слишком, учитывая, что отношения с Китаем как раз приблизились к той самой черте, когда уже пора играть в пинг-понг. А вот дипломатический демарш, который не исключает участия в соревнованиях, вполне тянет на компромиссный вариант реакции на то, что они называют "несоблюдением прав человека в КНР".
При этом бойкот-лайт совсем не противоречит тому самому "уважительному" тону переговоров Байдена и Си Цзиньпина. Во-первых, они только переговаривались, а не договаривались. Во-вторых, о зимней Олимпиаде, как сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки, речь и вовсе не шла. Стало быть, и никаких обязательств по этому поводу ее патрон на себя не брал. Тем более, как она выразилась, Джо Си – совсем не товарищ, хоть тот и назвал президента Соединенных Штатов своим "старым другом".
Сама атмосфера спортивного праздника его, судя по всему, тоже не особо волнует, если он даже в бесконечно преданную Японию жену отправил. Так что, если в Пекин не поедет даже она – к ней и вопросы. Байден же, получается, прислушается к рекомендации главы Поднебесной не лезть со своим уставом не в свое внутреннее дело. Он не полезет – останется дома. И Китаю из-за этого точно переживать не стоит. По себе знаем.
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.