Первую песню она написала в 5 лет, когда еще не ходила в музыкальную школу, но уже могла на слух подобрать мелодию. Сегодня она автор более 400 композиций. "Как молоды мы были", "Надежда", "Нежность", "Трус не играет в хоккей", "Беловежская пуща", "Мелодия" - лишь капли в море ее хитов. Правда, они не только ее. Самые известные и любимые страной песни были написаны на стихи мужа – Николая Добронравова.
Композитор Александра Николаевна Пахмутова во вторник отмечает свой 92-й день рождения. А ее песни уже стали бессмертными – их любят и поют несколько поколений россиян и жителей постсоветского пространства. Такая популярность и народная любовь – результат бесконечной кропотливой работы.
Нередко Александра Николаевна и Николай Николаевич писали свои шедевры для конкретного артиста. Действительно, кто бы исполнил лирическую "Я не могу иначе" лучше нежной Валентины Толкуновой? А для Муслима Магомаева песня "Мелодия" стала судьбоносной. Ее тоже написали специально для него, и это признание в любви он напевал по телефону своей будущей жене Тамаре Синявской, когда та была на гастролях в Милане.
Случалось, что песня писалась для одного артиста, а пел ее другой. Так было с песней "Надежда". Авторы создали ее для Иосифа Кобзона, но тот от нее отказался. Пришлось немного изменить слова и ноты. Песню исполнила Анна Герман, и именно ее исполнение стало образцовым.
Пахмутова и Добронравов – авторы множества песен на ленинско-комсомольскую тему, но семейная пара никогда не состояла в КПСС. Случалось, что именно такие патриотические песни запрещали – например, "И вновь продолжается бой". Правда, Александра Николаевна никогда не делала из запретов трагедии. Была уверена – разрешат не сегодня, так завтра. И была права. Пахмутова билась за каждую ноту и отказывалась что-то менять в угоду цензуре.
И сегодня Александра Николаевна продолжает работать и писать. Композитор – автор музыки гимнов Магнитогорска, Ярославля и Воркуты.
"Формулу успешной песни вывести можно, но не нужно. Есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков "музыкального обольщения" нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю".