Авторы

Эффект Нюрнберга: разрушение культуры как преступление против человечности

Читать на сайте radiosputnik.ru
Тема перемещенных ценностей вновь становится пешкой в геополитических играх европейских стран. Почему? Комментарий Елены Караевой для радио Sputnik.
Апелляционный суд в Амстердаме постановил передать скифское золото Украине
Менее месяца осталось до 75 годовщины начала Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками.
Казалось, то, что выраженные в приговоре решения ревизии не подлежат, сомнению (тогда) никто не подвергал.
Пересмотр отношения к содеянному нацистами на территории нашей страны начался, когда в западной прессе появилась публикация Константина Акинши и Григория Козлова о том, что Россия "похитила "клад Приама" и скрывает, что он у нее в руках". Нашу страну обвинили в воровстве. Иначе это заявление трактовать было сложно.
Нашу страну, в которой гитлеровцы разрушали церкви и соборы, грабили музеи, устраивали конюшни в доме Льва Толстого, закладывали взрывчатку в могилу Пушкина… Перечислять можно до бесконечности тот урон, что был нанесен германским нацизмом и присоединившимися к нему европейскими странами в том, что касалось нашего культурного наследия.
Но в 1991 году, когда Россия была слаба как государство, а желающих поживиться этой слабостью было хоть отбавляй, идея Акинши и Козлова упала на удобренную почву.
Пушкинский музей ответил на "картинные" претензии Польши
В так называемой либеральной прессе началась кампания, чтобы "все отдать". Те, кто пели на разные голоса арии подобного содержания, абсолютно сознательно игнорировали тот факт, что Россия как раз возвращала те трофеи, что относились к артефактам. Вначале спасая их из затопленных штолен шахт и замурованных подземных шурфов.
Десять лет советские реставраторы восстанавливали шедевры Дрезденской галереи, не взяв за это ни копейки, а потом скромно вернули их туда, где они хранились до войны.
Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Вермеер…
Поведение России, державы, победившей и вернувшей побежденной ею стране сокровища искусства такого масштаба и уровня – подвиг нравственного отношения к культуре и равный ему отыскать невозможно.
Это, конечно, контраст, словами невыразимый, когда те же британцы выламывали фриз афинского Парфенона (это тоже происходило во время войны, правда, веком ранее), чтобы вывезти в Лондон работы Фидия и выставить их в залах Британского музея.
Мраморы Элгина в Британском музее в Лондоне
И греки могут сколько угодно писать прошения и требования, но "мраморов лорда Элгина" (так еще называют фрагменты фриза Парфенона) им не увидеть как своих ушей.
Европейские музеи – это хранилища и экспозиции краденого, и это нам нужно очень хорошо понимать.
А Константин Акинша благополучно переехал в Германию, за возвращение которой "клада Приама" (еще называемого "золотом Шлимана") так ратовал.
В Москве же великая Ирина Антонова организовала выставку находок немецкого археолога.
В принципе, это все, что нам нужно знать об отношении к культурным ценностям у нас и у них.
И помнить, кто вернул в Дрезден полотна и кто разрушал Петергоф и Павловск. Которые мы тоже смогли восстановить.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
На Украине назвали возможное место хранения "скифского золота"
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем