Четвертого октября 1859 года родился художник и архитектор Сергей Васильевич Малютин, создатель "дома-сказки" Перцовой, что стоит рядом с Храмом Христа Спасителя, на Пречистенской набережной.
История появления этого здания в Москве началась с того, что известный инженер и предприниматель, строитель железных дорог Петр Николаевич Перцов, поклонник искусства, решил построить доходный дом не только с жилыми квартирами, но еще и со студиями-мастерскими, которые он планировал сдавать художникам. Место для строительства такого дома подвернулось ему случайно. В 1902 году Перцов посетил недавно возведенный на Пречистенской набережной особняк Ивана Евменьевича Цветкова, мецената, коллекционера и владельца частной галереи – так называемый "дом-ларец", построенный в русском стиле по рисункам Виктора Михайловича Васнецова.
Перцов был восхищен видом на Кремль, открывшимся из окон особняка Цветкова. Он решил купить участок по соседству, на той же Пречистенской набережной и в непосредственной близости от храма Христа Спасителя, и построить там свой дом в русском стиле. Акт купли-продажи по обычаям того времени был оформлен на имя жены Перцова – Зинаиды Андреевны. Это было удобно в случае банкротства или каких-либо недоразумений с наследством.
Пречистенская набережная в Москве
Был объявлен конкурс проекта доходного дома. В нем участвовали многие известные художники и архитекторы. В состав жюри входили: архитекторы Шехтель и Иванов-Шиц, художники Василий Михайлович Васнецов, Василий Дмитриевич Поленов, Василий Иванович Суриков.
Победил Аполлинарий Михайлович Васнецов, а вторую премию получил проект художника и архитектора Сергея Васильевича Малютина. Однако Перцов решил-таки возводить дом по проекту Малютина – он ему больше понравился.
Дом в неорусском стиле был построен в 1907 году. Всего за одиннадцать месяцев, что совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи. В "доме-сказке", как его сразу назвали, щедро использованы приемы и мотивы русского зодчества – живописность объемов, высокие крыши-щипцы. Декор дома выполнен в сказочно-былинном стиле. Это вариации на темы древнеславянского фольклора и северной мифологии. Балконы поддерживают драконы, фасад украшают шишкообразные майоликовые выступы, дверные проемы оформлены каменными колонками, на коньке крыши – решетка со львами и морскими коньками, а на шатре зеленой башни расположился петушок – золотой гребешок. Но самой выразительной частью декора, безусловно, являются красочные майоликовые панно, изображающие языческого бога Солнца Ярило, мифическую птицу Сирин, диковинные растения и цветы.
Панно на фасаде дома Перцовой
"Дом-сказка" был разделен на две части: из сдаваемых внаем квартир и хозяйской половины. Интерьеры квартиры Перцовых были оформлены в стиле богатой русской избы. Здание сразу стало широко известным и было включено в популярный путеводитель "По Москве" издания братьев Сабашниковых как одна из главных достопримечательностей города.
В студиях верхних этажей обосновались художники, артисты и писатели: Роберт Фальк, Павел Соколов-Скаля, Александр Куприн, пианист Игумнов и другие. Малютин тоже поселился в доме.
В подвале открылось артистическое кабаре "Летучая мышь" Никиты Балиева и Николая Тарасова. Когда они в первый раз спустились в слабо освещенный подвал дома Перцова, навстречу им испуганно выпорхнула летучая мышь. Так родилось название театра. Летучая мышь стала и эмблемой кабаре – своеобразной пародией на мхатовскую чайку. Лозунг кабаре – "Не обижаться".
"Летучая мышь" выросла из мхатовских "капустников". Как вспоминал артист Монахов, "подвал был обставлен скромно, но уютно. Скромная буфетная стойка с простыми вкусными домашними закусками. Маленькая сцена, на которой артисты Художественного театра изощрялись в показе различных "самодеятельных" номеров". Мхатовские знаменитости выступали в неожиданных амплуа: Качалов – в роли циркового борца, Книппер-Чехова – шансонетки, Москвин танцевал канкан, Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, под который танцевала мазурку Алиса Коонен, а Станиславский демонстрировал "чудеса черной и белой магии".
"Кружась летучей мышью
Среди ночных огней,
Узор мы пестрый вышьем
На фоне тусклых дней", – это стихи из гимна кабаре.
Известный острослов Дон Аминадо в своей статье о Балиеве писал, что конферансье "развратил Москву, и сделал это с явным умыслом – подчеркнуть собственную добродетель... Ни один спектакль, ни одна премьера "Летучей мыши" за последние два года не обходятся без "видимого миру смеха сквозь невидимые миру слезы". Летучие голландцы проходят. Летучая Мышь остается!"...
Пречистенская набережная Москвы-реки
В апреле 1908 года в Москве случилось сильнейшее наводнение. За сутки Белокаменная буквально превратилась в Венецию. Частично затопило и дом Перцовой, что стало большой драмой для художника Малютина. В затопленном подвале погибли многие его картины: "Царевна", "Леший", "Баба-яга", а также монументальное полотно "Куликово Поле".
Жена Малютина Елена Константиновна в отсутствие мужа пыталась спасти картины: вынесла из подвала то, что оказалось ей по силам. Но замерзнув в ледяной воде, она простудилась и умерла. Малютин остался вдовцом с четырьмя детьми на руках. Вскоре он съехал из своего "дома-сказки", который превратился для него в "дом-трагедию".
А потом грянул Октябрь 17-го. После революции Перцов был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя и выступал в защиту церкви от нападок советской власти. В итоге в 1922 году в ходе "процесса церковников" он оказался в числе обвиняемых, был приговорен к 5 годам заключения. Зинаида Алексеевна Перцова обратилась через знакомых к Троцкому с просьбой посодействовать освобождению ее супруга. Протекция Льва Давыдовича помогла. Перцов был освобожден, но он с семейством был выселен из собственного дома. Его хозяевами стала партийная номенклатура.
Например, тот же Троцкий занял квартиру, в которой в старорежимные времена жил известный и богатый оригинал и чудак Поздняков. Дочь Перцова вспоминала: "Свою квартиру из четырех громадных комнат он (Поздняков, – ред.) устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную... Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна – вес 70 пудов. Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная – с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий. Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!".
И все-таки "дому-сказке" сказочно повезло. Согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года он в числе прочих должен был быть снесен, чтобы освободить место для строительства Дворца Советов. Но, к счастью, дворец так и остался проектом.
Позднее "дом-сказка" был передан в ведение МИД, а соседний "дом-ларец" Цветкова занял военный атташе Франции.
Доходный дом Перцовой упомянут в рассказе Ивана Алексеевича Бунина "Чистый понедельник". Это одно, пожалуй, из самых московских произведений писателя. Бунин поселил в "доме-сказке" главную героиню: "В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные... В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него"...
В этом выпуске вы также услышите:
– Революционер из Дома Романовых.
– Соболевский: человек, который мог спасти Пушкина.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.