Авторы

Гибель Антанты: Лондон разделяет и властвует, а Париж глотает слезы обиды

Читать на сайте radiosputnik.ru
Договор о "сердечном согласии", называемый еще Антантой, Париж и Лондон заключили 117 лет назад. В эти дни британцы дух и букву документа похоронили, не поставив Францию в известность. Комментарий журналиста Елены Караевой специально для радио Sputnik.
В США призвали направить усилия против "угроз" от России и Китая
Пакт AUKUS, который несколько дней назад вызвал геополитическое землетрясение от Атлантики до Тихого океана, стал не просто "ударом ножа в спину", как цветисто это назвал шеф французской дипломатии, но еще и последним гвоздем, заколоченным в гроб британо-французских отношений, иначе называемыми Антантой. Британия взяла реванш у Франции сразу по всему периметру: и за те унижения, которым ее подверг ЕС (Париж во время всей эпопеи Brexit только и делал, что науськивал Брюссель на Лондон), не считая астрономических сумм, которые Соединенное Королевство обязали выплатить (свыше 41 миллиарда евро, чуть больше 37 миллиардов фунтов стерлингов) в качестве отступных. Не будем забывать, что Франция негласно, но последовательно, как только был налажен выпуск вакцины Pfizer/BioNTech на ее территории, "давила" на Брюссель, чтобы тот не продлевал контракт на покупку британско-шведского профилактического противовирусного препарата AstraZeneca.
Примерно в то же время Соединенное Королевство (после того, как оно выполнило свои научные и технологические обязательства) взяли и вышвырнули из навигационной программы Евросоюза Galileo, присвоив Британии унизительный статус "третьей страны". Ни о какой финансовой компенсации за вложенные усилия речь, разумеется, не заходила. Были и мелкие, но очень чувствительные уколы, вроде введения в одностороннем порядке временного таможенного досмотра между Ирландией (членом ЕС) и Северной Ирландией (частью Соединенного Королевства). Все это время экс-империя планировала ответ, который можно назвать ассиметричным.
Бывшей метрополии всегда проще найти общий (в буквальном смысле слова) язык со своими бывшими колониями. И в момент, когда австралийские власти стали выражать сомнение в необходимости покупки французских субмарин (французы, известные жадины, взвинтили конечную отпускную цену практически вдвое), правительство Ее Величества тут же сообразило, что настал тот самый момент, когда блюдо мести достаточно остыло, чтобы подать его на общий стол, пригласив Францию его попробовать. Если же использовать иные термины, то Британия, Австралия и США перекроили этим AUKUS карту зон влияния, и не только в Индо-Тихоокеанском регионе.
Пока у Парижа проглотить приготовленное британцами не получается, да и вряд ли получится. И Лондон, а не Париж, как бы Макрон не раздувал щеки, сегодня находится в позиции политического преимущества. Лондон, а не Париж, будет решать, что и сколько французские рыбаки будут ловить в Ла-Манше. Лондон, а не Париж, сегодня действует во внешней политике самостоятельно, не сносясь постоянно с Брюсселем.
Сказанное не означает, что Лондон "более лучше" Парижа, но то, что власти Британии сейчас в сравнении со своими французскими коллегами и сильнее, и влиятельнее, не вызывает никаких сомнений. А Парижу – урок: не верь британцам, даже дары приносящим. Рано или поздно они всадят "союзнику и другу" нож в спину, и на максимальную глубину.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
"Осадочек остался". Как Британия будет мириться с Францией
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем