Команда боролась с огнем 15 минут. Потом дала флажковый сигнал: "Нужна срочная помощь". Но было поздно. 25 сентября 1911 года в гавани Тулона взорвался французский броненосец "Либерте". Подробности у радио Sputnik.
Взрыв прогремел, когда к броненосцу двинулось все, что находилось рядом. Шлюпки, катера, корабли. Это только увеличило число жертв. 55 метров бронепалубы "Либерте" вывернуло наизнанку и закрутило жгутом вместе с орудиями и надстройками: его пороховой погреб был забит под завязку.
Свои против своих
За считанные минуты вдребезги разнесло половину французской эскадры. Серьезные повреждения получили восемь военных судов. Кусок палубы "Либерте" весом 37 тонн протаранил броненосец "Республика". Еще один, "Истина", был едва не потоплен гигантской броневой плитой. Обломки разлетались в радиусе 200 метров, накрывали прыгавших за борт матросов, разрывали их тела на части. "Сбор жертв" продолжился и на следующий день. При заходе в гавань на затонувший броненосец наткнулся линкор и глубоко пропорол днище. Итоги катастрофы – почти триста погибших и около двухсот раненых моряков. Пострадали и жители Тулона. Взрывная волна была такой силы, что в городе не осталось ни одного целого окна. Причины взрыва арсенала на "Либерте" стали выяснять немедленно. Открылись очень неприятные для французского командования подробности.
© Depositphotos.com / jag_cz
Коррупционная составляющая
Выражение "сидеть на пороховой почке" пришло от моряков. Так считает главный редактор издательства "Морские вести России" Анатолий Кузнецов:
«
"Что такое военный корабль тех времен? Это пороховая бочка. Все вооружение на порохе. Пушки, ружья, винтовки. Сотни бочонков с порохом – это тысячи бомб, громадный боезапас, который моментально разрывает корабль на куски. Взрыв порохового погреба по мощности сильнее, чем при прямом попадании самого серьезного снаряда. Поэтому на боевых кораблях охрана пороховых погребов была важнее охраны каюты капитана. Следили, чтобы в погребе было всегда сухо, чтобы в нем не было металлических предметов. Запрещалось спускаться в арсенал с оружием – даже с саблей на поясе. Потому что металлические части могут соприкоснуться между собой так, что возникнет искра".
© AP Photo
С охраной арсенала на "Либерте" все было в порядке. Причиной взрыва стал сам порох. Как выяснилось, французским военморам вместо нового пороха поставляли тот, который устарел и уже несколько лет был запрещен приказом военно-морского министерства. По плутовской схеме в дело шел даже порох с припиской "совершенно негоден". И он нередко самовозгорался. Катастрофа с "Либерте" стала уже шестой за четыре года на базе в Тулоне. После нее американцы окрестили французский военный флот как "самый опасный в мире… для самого себя".
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.