В Ливане вот уже несколько месяцев жесточайший дефицит топлива. На автозаправках огромные очереди, а хранилища солярки давно пусты. Спекулянты продают бензин втридорога. Устоит ли кабинет Наджиба Микати и почему Израиль спешит воспользоваться моментом?
Ливан сейчас – это перебои с поставками топлива и частые отключения электричества, которые порой длятся до 22 часов в сутки. Это парализует работу больниц, магазинов, ресторанов и промышленности. Все это вылилось в массовые уличные протесты.
Энергетический кризис в Ливане начался летом. Тогда из-за проблем с поставками мазута государственная электрическая компания Electricité du Liban до минимума уменьшила энергоснабжение населения, была остановлена работа двух из четырех ТЭЦ. Ливанские власти попытались решить проблему: они потратили сотни миллионов долларов на внешние интервенции, но купленный товар исчезал непонятно где. Позже топливо находили: ливанские военные проводили рейды по закрытым АЗС, владельцы которых скрывали наличие бензина в ожидании роста цен.
Он и произошел 12 августа, когда Центробанк Ливана отменил государственные субсидии на горюче-смазочные материалы из-за сокращения валютных резервов. Официальные цены на ГСМ моментально подскочили на 66%. А в минувшую пятницу Минэнерго Ливана объявило о новом повышении цен на бензин на 37%. Но и это не отражает реальной ситуации. 20-литровая канистра бензина в Бейруте – при официальной цене примерно в 120 долларов – стоит около 330 долларов!
Ситуация не стала проще после того, как несколько дней назад через сирийскую границу начали поступать автоцистерны с дизельным топливом из Ирана. Это неофициальные поставки из Сирии в рамках сделки, заключенной при посредничестве "Хезболлах" в обход санкций США. Третий танкер находится пути из Ирана в сирийский порт Банияс. Ливанские власти заявили, что прибытие иранских нефтепродуктов означает прорыв экономической блокады США. Но существенно ситуация не изменилась, ни поставка иракского топлива государственной компании Electricité du Liban, ни поставка иранского дизтоплива пока не дали положительных результатов, пишет Arab News.
Ливанское движение "Хезболлах" в августе заявило о готовности в частном порядке закупить нефтепродукты у Ирана. В Ливане не всем понравилась подобная стилистика. В Тегеране парировали, что отправка иранского топлива в Ливан "происходила в соответствии со стандартным процессом закупок ливанскими торговцами". А премьер Ливана Наджиб Микати опроверг опасения, что страна столкнется с санкциями США из-за импорта иранской нефти.
Вступив в должность 10 сентября, Микати заявил, что в ближайшие 100 дней он остановит "распространение пожара", который привел страну к самому глубокому кризису за всю историю. Но пока без особых успехов внутри страны, а кресло под ним все это время серьезно шатается. Тем более, что в условиях экономических санкций, наложенных США, ливанская экономика по сути обречена.
А тут еще Израиль спешит воспользоваться моментом – он пригласил американскую нефтесервисную компанию Haliburton на спорный с Ливаном участок территориальных вод в Средиземном море. Подписан контракт на морское бурение. Расчет на то, что кризис в Ливане может подтолкнуть местные власти разблокировать ценные запасы газа. Но пока Бейрут устами Микати демонстрирует нежелание уступать. Как ожидается, сегодня ливанское правительство получит вотум недоверия.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.