В прошлом году не стало актера Михаила Кокшенова. Но остались фильмы, где можно снова и снова увидеть героев Михаила Михайловича. Если вы давно не пересматривали "Самую обаятельную и привлекательную", "Женю, Женечку и "катюшу", "Не может быть!", "Спортлото-82" и другие картины, то сегодня есть повод. Шестнадцатого сентября актеру могло бы исполниться 85 лет.
В кино он попал, как это нередко бывает, случайно. С детства Кокшенов мечтал стать моряком, но в речное училище его не взяли – не прошел по зрению. Пришлось идти учиться на геолога, а после выпуска пойти работать по специальности. Но в один прекрасный день Михаил Кокшенов пошел за компанию с другом поступать в Щукинское училище. Друг не поступил, а Кокшенов конкурс прошел.
Простецкое лицо с большим носом, да еще и хитрыми прищуренными глазами определило комедийное амплуа Михаила Кокшенова. Его герои – и положительные, и отрицательные –всегда вызывают улыбку. "Сто три кило весу и не одной мысли в глазах", – так про Кокшенова сказал режиссер Владимир Мотыль, когда брал актера на роль солдата Захара. Глуповатые амбалы, деревенские парни, хамоватые типы – эти образы Кокшенову удавались мастерски. Но Булат Окуджава точно назвал актера "хорошо замаскировавшемся интеллигентом".
В непростые для кино 90-е Михаил Кокшенов снимал "коммерческие" комедии. Некоторые из них были довольно успешными – "Русское чудо", "Русский счет". В фильмах Кокшенова снимались известные актеры – Семён Фарада, Наталья Крачковская, Леонид Куравлёв, Алексей Булдаков, Савелий Крамаров. Играл Михаил Михайлович и сам.
Обаяние Кокшенова помогало экономить и без того небольшие бюджеты. По словам сценариста Аркадия Инина, "нужно было площадку огородить в центре города, что было ни за какие деньги невозможно. Миша шел со своей обезоруживающей улыбкой к милиционерам, и те выстраивались перед ним, как перед генералом, по струнке".
Под конец карьеры Кокшенов появлялся на экранах в сериалах – играл в "Папиных дочках" и "Ворониных". С 2010 года он больше не снимался.
"Я не жалею, что у меня сложился подобный имидж. Считаю, что мне повезло. Комедийное амплуа – самое сложное, но, наверное, и счастливое – для актера. Оно вне политики, вне возраста – вечное".