Авторы

Как русская княжна положила начало тысячелетней любви России и Франции

Читать на сайте radiosputnik.ru
В Московском Кремле 17 сентября начинает работу выставка "Франция и Россия. Десять веков вместе". Экспозицию открывает документ XI века – грамота о браке дочери великого князя Ярослава Мудрого княжны Анны и французского короля Генриха I.
Театр Романа Виктюка готовит особую программу к 85-летию основателя
…Свадьбу сыграли в солнечный майский день, невеста была хороша, молода, образованна и, что существенно для тогдашнего королевского двора, за нее дали богатое приданое. Через год родился первенец, которому вопреки традициям, но верная своим корням королева дала имя Филипп. С этих событий XI века, отстоящих от нас на десять столетий, и началась история отношений России и Франции.
Тысяча лет, в которых вплелось и многое, и разное: захватнические войны и агрессия (со стороны Франции), помощь и поддержка (со стороны России), торговля, обучение, культурный обмен, и как венец – путешествие Петра I во Францию в 1717 году. 44-летний русский царь, еще не ставший в тот момент императором, встретившись с французским монархом Людовиком XV (тогда семилетним мальчиком), в нарушение всех мыслимых протоколов и к изумлению всего двора, взял ребенка на руки и крепко расцеловал.
На открывающейся в Кремле выставке, названной "Франция – Россия. Десять веков вместе" двусторонним отношениям еще допетровской эпохи придается не меньшее значение, чем тем событиям, которые известны практически всем.
Да, наш главный музей носит французское название, в оригинале означающее "жилище отшельника", но это мы сохранили в целости и сохранности библиотеку, принадлежавшую Вольтеру. Да, классический балет придумали в Париже, но славой всемирной пользуется именно русская балетная школа и ее выдающиеся танцовщики и хореографы. Да, мы прогнали Наполеона и вошли в итоге победителями в Париж, но именно в России был написан самый знаменитый и самый значимый в европейской литературе роман о Бонапарте.
Разумеется, Франция влияла на русские нравы, но почти в той же степени Россия влияла на ход французской истории в том же XX столетии. Наша страна была особым партнером в отношениях с Францией практически на протяжении всего этого тысячелетия. Нынешняя позиция Парижа, если рассматривать ее с дальней перспективой, выглядит, конечно, не вполне комильфо, но мы-то знаем, что каждый француз, которого зовут Филипп, обязан этим русской княжне и королеве Франции Анне. Наша русская, как сегодня принято выражаться, "оптика" в отношении Франции добросердечна и бескорыстна: мы помогали французам защитить Париж во время Первой мировой войны, рискуя жизнями наших солдат и офицеров, во время Второй мировой мы перемололи в труху германские дивизии и сделали возможным высадку союзников в Нормандии в 1944-м.
Мы, не слишком рассчитывая на взаимность, любили и любить продолжаем эту страну гордецов, которые к нам относятся порой очень потребительски. Мы никогда, в силу внутреннего благородства и понятий чести, не напоминали, что всегда свежие круассаны и сохранившиеся шедевры готики (например) оплачены в том числе нашим подвигом, нашим самопожертвованием и нашей кровью. И если во время Великой Отечественной войны наши музеи бомбили и грабили, то с Лувром и с замками Луары ничего подобного произойти просто не могло по определению.
Да и даже сама выставка, с тщанием и заботой подготовленная кураторами, если ситуацию рассматривать зеркально, в сегодняшней Франции организована быть не может: слишком много политики, изрядно приправленной русофобией, стало бы для этого преградой. Но будучи вечными оптимистами, мы верим: то, что нас объединяет, окажется сильнее тех, кто нас разъединяет. Мы свой шаг сделали, очередь за французами. Да, и на выставку полюбоваться настоящими и крепкими традициями отношений сходите обязательно!
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik
Стало известно, когда вход в музеи Подмосковья сделают бесплатным
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем