Утро началось с обычной речёвки: "Десять тысяч лет председателю Мао!" А после полуночи, 9 сентября 1976 года, из спальни Мао Цзэдуна вышел белый от ужаса врач. Он объявил о смерти "великого кормчего" китайского народа. Подробности у радио Sputnik.
Вождь не появлялся на публике почти пять лет – руководил страной "на удаленке". Все это время китайские СМИ писали о нем так: либо "необычайно здоров" – либо "пышет здоровьем". Однако к моменту смерти в возрасте 83 лет Мао Цзэдун имел букет болезней, в том числе и "стыдных".
Свара у трупа
Первой пошатнулась психика. Мао было 56, когда его личный врач заметила у него признаки паранойи. То ему казалась отравленной вода в бассейне, то он чувствовал, что его дом стал ядовитым. Самого Цзэдуна беспокоили только два несчастья. Он начал слепнуть и испытывать перебои с потенцией. В первом случае выручали помощники. Во втором следовало "действовать" самому. Мао верил: чем больше сексуальных партнеров – тем дольше длится земная жизнь. Специальный человек следил, чтобы Мао не нуждался в "удовольствиях". Когда после смерти вождя в Политбюро компартии Китая обратились сотни женщин с просьбой "помогите вырастить детей Мао", им пошли навстречу. О том, что "великий кормчий" любвеобилен до ненасытности, в ЦК знали. Народу о болезнях и слабостях вождя знать не полагалось. Рассказывает китаевед-публицист Николай Вавилов:
«
"В период с 1945-го по 1976-й в Китае сформировался очень мощный культ Мао Цзэдуна. Он пропагандировался на фоне разрушения деятельности оппозиционных политических и общественных организаций, в активной борьбе с религиозными культами и сам выполнял нечто вроде религиозной функции. До сих пор у крестьян в деревнях и у жителей небольших городов в красном уголке стоят портреты Мао. Его культ сохраняет свою силу. И разоблачить полностью деятельность Мао Цзэдуна практически невозможно".
© AP Photo
Мао Цзэдун, 21 февраля 1952 года
Борьба за власть началась над трупом. В пекинской резиденции собрались партийные боссы, пришла вдова Мао (его четвертая жена). Она накричала на врачей – "Вы за это ответите!" – и потребовала "обсудить вопрос массового политического движения", а "не сосредоточиваться на организации похорон". С нее и начали чистку рядов.
Шестипалая бандитка
Первой под удар попала "банда четырех". Николай Вавилов продолжает:
«
"Это жена Мао Цзэдуна Цзян Цин и ее соратники. Они пытались узурпировать власть во время болезни Мао, были крайне радикально настроены по отношению к другим политическим силам и представляли то самое левацкое окружение, которое допустило паралич государственной машины, общественной жизни и экономики КНР в период культурной революции".
© AP Photo
Вдова Мао Цзэдуна Цзян Цин во время суда в Пекине. 26 ноября 1980 года
На "банде четырех" отыгрались по полной. Китайские СМИ вдруг проявили необычайную открытость: даже сообщили, что на одной ноге у вдовы "кормчего" шесть пальцев. Свое пожизненное заключение Цзян Цин прекратила сама. В 1991-м повесилась на поясе халата. Вместо предсмертного письма оставила сохранившуюся записку от Мао: "Я был несправедлив к тебе". О Цин забыли – записку Цзэдуна хранят как реликвию.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.