На Сахалине местные власти намерены наладить сообщение между населенными пунктами при помощи экранопланов. Это такая разработка советских времен. Ее вполне можно реанимировать и приспособить к местным реалиям. Но об этом пишут не только островные СМИ. Еще и японские. Причем, неоднозначно.
Пристальное внимание японских медиа к новостям повседневной жизни Сахалина и Южно-Курильских островов давно известно. Это часть широкой общественно-политической повестки, которую реализует правящая либерально-демократическая партии Японии. Она таким образом формирует сопричастность к проблемам, имеющим, в большинстве своем, достаточно опосредованное значение для простых японских граждан. И делает это, скажем так, небезуспешно.
Власти Сахалинской области в начале августа были в Нижнем Новгороде, там Центральное конструкторское бюро судов на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Алексеева презентовало свои возможности. Сахалинцы на этой площадке и поделились планами по созданию морской высокоскоростной транспортной сети между Сахалином и Курилами, пишет Yahoo News Japan
Японское издание отмечает, что опыт практического применения экраноплана был только у СССР, где были разработаны аппараты проекта А-90 "Орленок" и проекта 903 "Лунь", также известного как "Каспийский монстр". В Советском Союзе было построено всего несколько таких машин. Но сейчас продолжают активно проектировать в современной России. Этим занимается ЦКБ имени Алексеева.
Буксировка ракетного экраноплана "Лунь" из Каспийска в Дербент
Именно это обстоятельство вызывает критику у авторов публикации. В ней отмечается, что возможные планы по созданию высокоскоростной транспортной сети на Курилах и Дальнем Востоке направлены на усиление позиций России на спорных, с точки зрения Токио, территориях. При этом японские эксперты считают эту затею малоэффективной. А комментарии читателей рознятся от восторга до призывов к действию.
Yoroshiku: "Где-то видел это в компьютерных играх. Интересно!"
Mal: "Вообще-то эта идея русских совсем не лишена смысла. Ведь водные пространства вокруг Северного ледовитого океана, Сахалина и Камчатки замерзают. А с экранопланами не нужны ледоколы. Им все равно, над чем летать — над водой или льдом".
Ite: "Нам нужно бороться за свои северные острова! Почему мы не высаживаемся на них? Почему ждем всех этих российских программ с экранопланами по усилению своего контроля над ними?"
Экраноплан – удивительный транспортный гибрид, родом из Советского Союза. От корабля унаследовал грузоподъемность, от самолета – скорость. Причем, огромную. Представленный в начале 1990-х экраноплан "Лунь" был способен разгоняться до 500 километров в час. На корабле-самолете было восемь реактивных двигателей, вдвое больше чем на Ил-86, самом грузоподъемном пассажирском самолете того времени. Из-за отсутствия сопротивления воды он может развивать скорость в сотни километров в час. В отличие от судов, экраноплан летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию, может вообще с легкостью перемещаться надо льдом или тундрой.
Вообще-то, экранопланы способны недорого перевозить людей и грузы. Ведь дорожное покрытие строить не надо – будут использоваться акватории рек. По ним проложат маршруты полетов. Вкладываться в научную разработку, по сути, тоже. Есть хорошие советские наработки. Кстати, особенно эффективны экранопланы будут в межсезонье. Когда "зимники" на реках еще не сделаны, а навигация уже прекратилась.
В общем, японцы пристально следят за тем, как Россия адаптирует советские военные разработки для современных гражданских нужд. А могли бы проявить и деловой интерес. Ведь в ЦКБ по СПК имени Алексеева готовы развернуть масштабное производство таких аппаратов. Разумеется, сначала для внутренних нужд.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.