Обрез пронесли в ножном протезе, муляж бомбы – в рулоне из журналов. Все прошло гладко, стрелять не пришлось. 20 августа 1990 года захваченный в СССР Ту-154 приземлился в Пакистане. Подробности у радио Sputnik.
В самолете было 85 пассажиров. Среди них 15 уголовников. Их перевозили из Нерюнгри в Якутск. Конвой – три милиционера. Свое табельное оружие они сдали при первом же крике "сейчас всех взорвем".
Штурмовать или погодить?
Сообщниками угонщиков были сотрудники изолятора временного содержания. Им заплатили – они передали преступникам обрез. Невольным сообщником стал и командир экипажа. Он согласился развернуться и забрать из Нерюнгри приятелей одного из беглецов. На аэродроме борт ждали силовики. Штурмовать не решились. Договорились об обмене милиционеров на "приятелей" и освобождении женщин и детей. За них заплатили бронежилетами, рациями, парашютами, автоматами и пистолетами. Куда полетит самолет с этим арсеналом, никто не знал. Два террориста, сменяя друг друга, дежурили в кабине пилотов. Сначала потребовали дозаправиться в Красноярске, потом лететь в Ташкент. Там их снова ждали силовики из подразделения "Альфа". И снова не решились на штурм. Угонщики назвали конечный пункт: пакистанский Карачи. Командир пришел в ужас: отношения СССР и Пакистана были в раздрае. Как только прошли над Индией, Ту-154 "накрыли" два пакистанских истребителя. Штурман без конца повторял по радиосвязи: "Не стреляйте, это гражданский самолет, нас захватили террористы, помогите". Топливо почти закончилось, когда Карачи разрешил посадку. С угонщиками поздоровались за руку, угостили их сигаретами и арестовали. Самолет с 36 заложниками тут же вылетел обратно.
© AP Photo / Fareed Khan
Военные возле аэропорта в Карачи
Ошибка лузеров
Почему для бегства выбрали Пакистан, антитеррористический суд в Карачи так и не понял. Между собой угонщики говорили, что индийцы с пакистанцами вроде какой-то штат никак поделить не могут и в зоне конфликта нужны боевики. Пойти в наемники – это казалось хорошим заработком. "Ошибочный выбор по незнанию ситуации", – говорит старший научный сотрудник Института востоковедения Наталья Замараева:
«
"Преступники как советские граждане не представляли, что такое Пакистан, и не отдавали себе отчет, куда они летят. 1990-й год – это очень жесткий период. Это время после вывода советских войск из Афганистана, когда в Пакистане были сильны антисоветские настроения. А главное, чего они не знали: Пакистан не возвращает захватчиков самолетов. Там вообще идет четкая антитеррористическая кампания во главе с военным ведомством".
Всех угонщиков приговорили к смертной казни, но через 8 лет тюрьмы амнистировали по случаю 50-летия Пакистана. К этому времени один умер от инфаркта, другой повесился, еще одного пришили свои же подельники.
Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.