Авторы

Тайна пропавшего экипажа: куда исчез советский экспериментальный самолет

Читать на сайте radiosputnik.ru
На борт взяли коммерческий груз. От себя товарищ Сталин добавил две шубы и банки с икрой – подарок жене президента США. 12 августа 1937 года из Москвы в Нью-Йорк вылетел советский ДБ-А. А через сутки он исчез. Подробности у радио Sputnik.
"Дальний бомбардировщик – Академия" был экспериментальным 4-моторным самолетом с размахом крыльев 40 м и грузоподъемностью 20 т. Он должен был лететь в США с остановкой для дозаправки на Аляске. Связь с экипажем пропала после того, как ДБ-А перелетел через Северный полюс. А потом радиостанции начали ловить странные сообщения.
Найти живых или мертвых
Командиром экипажа из шести человек был Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский. Его самолет прошел 4000 км, когда с борта посыпались радиограммы: сначала о потере высоты и скорости над Баренцевым морем из-за встречного ураганного ветра. Потом об изморози на стеклах кабины и температуре "минус 35". Потом о том, что заглох один из моторов. Москва предложила искать место для посадки и ждать помощи. Но тут стала барахлить и оборвалась связь. На поиски пропавших СССР, Канада и США подняли 32 самолета, отправили два ледокола и дирижабль. Ни обломков, ни следов людей. Из-за плохих погодных условий операция затягивалась. Вдруг 30 сентября корабль в Охотском море случайно принял радиограмму без адресата. В ней указывались координаты. А вместо подписи – буквы "РЛ", позывные Леваневского. Это был шанс. Но быстро прийти в указанный участок не получилось: Арктика не пускала. Между тем радиограмму приняли на 47 день после предположительно вынужденной посадки – аварийный запас продовольствия должен был закончиться. Потом прилетело еще одно загадочное послание: "Иду на двух, пришлось снизиться, впереди ледяные горы". Что значит "на двух"? На двух тысячах метров или на двух моторах? И что за горы – Аляска, Канада, Гренландия? Пытались выяснить, вели поиски год, и все же объявили экипаж погибшим.
Сигизмунд Александрович Леваневский (1902-1937), советский лётчик
Смерть во льдах
О том, что могло случиться с ДБ-А, говорит военный историк Юрий Кнутов:
«
"До 1940 года такие самолеты использовались как транспортные. У них было трехопорное шасси, обшивка фюзеляжа из материала большой прочности, но двигатели по 970 лошадиных сил – это для них маловато. Более того, на них отсутствовала система обогрева как внутри кабины, так и от обледенения. А чтобы лететь на большое расстояние, нужно подняться на большую высоту, где самолет обязательно обледенеет. Это и могло привести к аварии с трагическим финалом. Если не отработаны способы борьбы с обледенением и не обеспечена надежная работа двигателей на большой высоте, полет через Северный полюс на 90 % обречен на неудачу".
Канадские и американские летчики считали, что советский самолет либо упал в море у берега Аляски (эскимосы как будто видели что-то вроде крушения и слышали рев мотора), либо разбился на берегу в тех самых "ледяных горах": свалился в какой-нибудь узкий каньон, закрытый низкой облачностью. Но в 1946 году исландские рыбаки нашли у Гренландии вмерзшие в лед ящики с надписями на русском языке: "Август 1937". В них была икра.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем